Характеристика пьющих родителей

Содержание

Характеристика на пьющую семью от классного руководителя готовая

Характеристика пьющих родителей

В сентябре месяце в школу поступил звонок от работника службы социального обеспечения, о халатном отношении матери Ивановой Р.С к детям, после обращения в данную инстанцию свекрови Раисы Александровны. После этого с мамой, Ивановой Р. С.

, состоялась личная встреча классного руководителя и соцпедагога, на которой она пояснила, что данная ситуация произошла потому, что есть семейные разногласия между нею и свекровью.

В этот период девочка боялась любых визитов бабушки в школу (она приносила угощения и деньги детям), так как не хотела, чтобы узнала мама.

Интеллектуальные возможности учащейся средние. По итогам 2-х четвертей 2 класса – «хорошистка», но успеваемость падает. К учебной деятельности проявляет интерес, на уроке активно отвечает на вопросы.

Всегда распределяет свою работу по времени и работает согласно плану. Старается принимать активное участие в жизни класса. Навыки самообслуживания развиты хорошо.

Девочка приучена к труду, обязанности дежурной выполняет отлично.

Характеристика на семью учащегося

Семья неполная. Воспитанием девочки занимается мама, Иванова Татьяна Николаевна. Отец с семьёй не проживает. До переезда в Топки, Надежда с мамой проживали в посёлке Мокроусово. В Топках постоянного места жительства нет. В данный момент имеют съемное жильё.

Надежда часто пропускает школу без уважительной причины. В начале года девочка не посещала школу 2 недели. Были проведены рейды по адресам проживания семьи, но положительного результата они не дали.

Администрация школы обращалась к начальнику отдела МВД по Топкинскому району подполковнику полиции В. С. Петрову с просьбой оказать помощь в розыске учащейся, Ивановой Надежды. В результате семью нашли в г.

Кемерово.

Образец характеристики на неблагополучную семью

Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт.

У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.

У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец.

(Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

Характеристика на маму от классного руководителя готовая положительная

Но посмотрим. Павел обучается в данной школе с Обладает развитым мышлением, хорошей памятью. Мальчик очень любознательный, общительный, не конфликтный. Семья в которой растет ребенок социально благополучная. Ребенок получает все необходимое для своего возраста.

Живут в квартире со всеми удобствами, где у ребенка есть свое отдельное рабочее и спальное места. Воспитанием ребенка занимаются мать О Мария Николаевна и её муж Б.

Процедура лишения родительских прав имеет большое количество различных сложных моментов и нюансов, а также юридических последствий.

:  Статья Уголовного Кодекса Доведение Человека До Заболевания

Активно интересуется жизнью сына в школе, помогает ему с занятиями, выполняет функцию моральной поддержки членов семьи.

Тактична, терпелива, умеет находить компромиссные решения и учит этому ребенка. Всегда опрятно выглядит, неконфликтен, спокоен. Семью можно считать гармоничной, открытой, с четкими социальными границами. Семья неполная.

Кроме отца, с учеником проживает бабушка,.

Характеристика на родителя: образец

Характеристика на родителей ученика должна показывать, каким образом их род деятельности и способ общения в семье влияет на развитие ребенка, а также предоставлять выводы о благополучии или неблагополучии семьи.

Мама . (ФИО матери), . года рождения, с 2021 года находится в декретном отпуске по уходу за ребенком (младший брат . (имя, фамилия учащегося)). По образованию — врач-стоматолог, до отпуска работала в городской стоматологической поликлинике № 2.

Характеристика класса 7 класса от классного руководителя готовая

Все вопросы учащиеся решают на классных часах, при этом учитывается мнение каждого ученика и выбирается наиболее подходящее решение, с которым согласно большинство.

В 2021 — 2021 учебном году ученики класса приняли активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Не все ученики были заняты во внеурочное время в различных кружках.

Участвовали в спортивных соревнованиях и конкурсах творческих работ.

Класс состоит из 4-х микрогрупп, объединенных общими интересами и микрорайоном проживания. Характер взаимоотношений между группами не всегда ровный, спокойный могут иметь разные мнения по какому-либо вопросу, спорить, часто ссориться. Отношения между мальчиками и девочками приятельские.

Характеристика на семью ученика

Мальчик, 2021 года рождения, воспитывается в полной, малообеспеченной семье. (Родители не расписаны, но живут вместе, дети носят фамилию матери). Мама, Занина Ольга Николаевна, не имеет постоянной работы.

Временно работает на полях, в пекарне. Отец, Кан Сергей Игоревич, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом.

Мальчик проживает в трехкомнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната, вместе с матерью, отцом и двумя братишками (всего5 человек).

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным, низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей. Но, тем не менее, ребенок обеспечен необходимой одеждой, учебниками, имеет деньги на обеды в столовой. Психологическая обстановка в семье устойчивая.

Родители проводят достаточно времени с ребенком, мама контролирует выполнение домашних заданий. По некоторым предметам Саша улучшил успеваемость, а именно по алгебре, географии, истории. Мама, Ольга Николаевна, регулярно посещает родительские собрания, контролирует интерес ребенка к учебе.

Установлен тесный контакт с классным руководителем, учителями-предметниками, с социальным педагогом и школьным психологом. На замечания, рекомендации педагогов Ольга Николаевна реагирует адекватно. С родителями регулярно проводятся профилактические беседы. Семью посещают классный руководитель, социальный педагог, психолог.

Семье оказывается психологическая помощь. За время работы с семьей произошли положительные изменения.

Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, как собрать информацию

Взрослые создают условия для правильного развития детей, проявляют интерес к делам и учебе старшей дочери и внучке ________. Оба родителя интересуются учёбой ребёнка и являются активными помощниками. Мама посещает все родительские собрания.

:  Компенсационные Выплаты По Уходу За 80 Летним В Украине

Как и для всех видов подобных документов (от школы, для учащегося, для получения финансовой помощи, если речь идет про многодетную семью) она должна содержать определенный список требований (образец представляется).

Характеристика должна быть составлена в корректной форме, сдержанной, конкретно описывать ситуацию в семье и написанной в настоящем времени от имени третьего лица.

Все факты, которые содержит характеристика, описываются не на основании эмоций, а существующего положения вещей и реальной обстановки.

Характеристика на опекаемого ребенка от классного руководителя образец

Данная характеристика учащейся 6 класса, отражает такие ее черты как ответственность, внимательность, уважение к старшим, хорошие отношения с одноклассниками. Является скорее положительной характеристикой, не смотря на слабую успеваемость учащейся. Также данная характеристика показывает роль опекуна в воспитании, образовании и жизни девочки.

Поэтому из-за неуспеваемости по всем предметам был показан специалистам в Территориальную психолого-медико- педагогическую комиссию г. Черемхово. Где ему было предложено продолжить обучение по специальной (коррекционной ) программе 1 класса. Родитель уделяет внимание ребенку в плане воспитания.

Посещает школу, интересуется его учебой. Контролирует поведение (неоднократно приходила в школу). Но домашние задания не всегда выполнены. При возникновении каких-либо проблем незамедлительно реагирует и пытается найти способы решения.

Опекун своевременно оформила документы на бесплатное питание в школьной столовой, покупает школьные принадлежности. Но не всегда следит за внешним видом ребенка. В течении первого полугодия принимала активное участие в родительских собраниях.

Также надо отметить, что муж также интересуется учебой мальчика, по мере возможности оказывает помощь по содержанию кабинета и участвует в школьных мероприятиях.

Характеристика на учащегося из неблагополучной семьи

В классе ребенок активен, общителен, берётся за любое поручение, к обязанностям относится добросовестно.

Иногда возникают конфликты с одноклассниками, жалуется на ребят, но после выяснения ситуации оказывается, что конфликт начался по его вине.

На агрессивное поведение также может ответить агрессией, но зла не держит, быстро забывает о конфликтах. В отношениях с учителями конфликтов не возникает.

——- обучается по УМК « Планета Знаний». Ребёнок любит школу, но часто на уроках пассивен, средний уровень мотивации, долго переключается с одного вида работы на другой. Правила школьника соблюдает, но иногда отвлекается на посторонние дела (рисует в черновике, листает учебник), бывает невнимателен. Успеваемость удовлетворительная.

Трудности в усвоении материала по русскому языку. На уроках математики не всегда успевает за темпом класса, с удовольствием работает у доски, но в тетради пишет не аккуратно, без желания. По устным предметам (чтению и окружающему миру) домашние задания всегда выполнены. Охотно посещает кружки и внеурочные занятия.

——- участвует в школьных конкурсах и неоднократно становился победителем.

Характеристика ученика 7 класса материал (7 класс) по теме

С третьего класса занимается детской художественной школе. В муниципальном этапе областного конкурса «Я рисую мир» заняла 3 место. В настоящее время в Арзамасе проводится выставка детских рисунков лучших учащихся ДХШ на АПЗ и в 11 микрорайоне в здании библиотеки, где есть и работы Кузьминой Василины.

С 2021 года обучается в кадетском классе социально-гуманитарного профиля. С удовольствием посещает уроки строевой и огневой подготовки. Кузьмина Василина по итогам 2021-2021 учебного года является лучшим кадетом школы, занесена на доску Почета «Не зря надели вы, друзья, кадетские погоны».

Примеры характеристик на опекаемого ученика начальной школы

Сергей, 5.11.2021 г.р., проживает г. Новосибирск, пос. Светлый, 2. Опекун — бабушка Фатьянова Мария Петровна. Родители погибли в 2021 году. Мальчик учится в школе третий год, до оформления опекунства бабушкой находился в детском доме № 45 г. Бердска.

Нахождение в приюте и смерть родителей, а также длительный период оформления опекунства бабушкой наложили отпечаток на психологическое состояние Сережи. Ребенок замкнут, недоверчив, находится под влиянием случившейся трагедии. Тяжело социализируется. Мальчик имеет плохую школьную подготовку. Имеются нарушения интеллекта.

С трудом понимает задания, тяжело усваивает материал, требует неоднократных повторений. При переходе под опеку старается подтянуться по всем предметам, осваивает новые навыки обучения. Однако имеющаяся запущенность, на сегодняшний день не приносит желаемых результатов.

Успеваемость удовлетворительная, оценки «4» имеет только по рисованию и черчению. Русский и иностранный языки, литература, обществознание дается с усилиями. Мотивация к учебе имеется.Однако нет самостоятельности, боится публично отвечать у доски. Имеет слабую память, выученный материал забывается быстро.

Сергей отзывчивый, добрый мальчик. Однако сдержан с одноклассниками, закрыт эмоционально. Общественные поручения выполнять не любит, стараясь держаться в стороне.

Вместе с тем, мальчик старается адаптироваться к новым условиям, слушает бабушку, очень боится возврата в казенное учреждение. В 2021 году посещал социального педагога и психолога.

Источник: https://lawcapital.ru/zakony-i-drugie-normativnye-akty/harakteristika-na-pyushhuyu-semyu-ot-klassnogo-rukovoditelya-gotovaya

Влияние семейного алкоголизма на психологию ребенка

Характеристика пьющих родителей

Родители, имеющие сложные отношения с алкоголем, причиняют своему ребенку непоправимый вред – кроме разнообразных хронических заболеваний и патологий он может унаследовать и психологические проблемы.

И даже если алкогольное злоупотребление не отразилось на состоянии здоровья ребенка, во многих случаях оно изначально определяет дальнейшее развитие его жизни – у большинства детей, которые выросли в семьях, где один из взрослых имеет зависимость от спиртосодержащих напитков, отмечаются проблемы в познавательной сфере.

Они проявляются в невозможности долго удерживать свое внимание на каком-либо объекте, нарушении коммуникабельности, проблемах с дисциплиной – последствия бывают разнообразными.

Отличительные признаки ребенка из семьи алкоголиков

Медики и ученые давно изучают вопрос наследственных проблем, связанных с алкогольной зависимостью. В результате они смогли определить ряд общих поведенческих шаблонов, которые присущи детям, выросшим в семьях, где есть проблема с зависимостью от спиртных напитков. К ним можно отнести следующие признаки:

  • Неумение отказывать. Условия воспитания в семьях, где взрослые пьют, нередко способствуют развитию нерешительности – ребенок не в состоянии самостоятельно принять решение в результате того, что нетрезвые родители жесткими методами отучали его от непослушания. В результате страх сделать что-то не так парализует его в моментах, когда требуется проявить самостоятельность.
  • Скрытность. К этому приводит чувство стыда за своих родителей. Из-за этого дети, выросшие в подобных семьях, тщательно скрывают свою ситуацию. Они рано перестают приглашать в гости друзей, предпочитая встречаться на улице, не распространяются о семейных обстоятельствах.
  • Низкий уровень самооценки. Особенно это проявляется в ситуациях, когда употребляют алкоголь оба родителя – ребенок достаточно рано начинает осознавать, что его семья отличается от других, и далеко не в лучшую сторону. Это невольно накладывает отпечаток на оценку его положения среди сверстников; ребенок начинает ощущать себя ущербным, лишенным многих вещей, которые для его друзей и одноклассников являются обычными.
  • Бессистемность действий. Обычно в семьях с алкогольной зависимостью не существует четкого уклада, их жизнь отличается непредсказуемостью и сиюминутностью. В результате у детей затруднено формирование ориентиров, отсутствует понимание последовательности.
  • Предрасположенность к нарушению правил. Многие дети алкоголиков отличаются склонностью к невротичному поведению, импульсивны. Это нередко приводит к регулярным дисциплинарным нарушениям еще в школе. Впоследствии такие дети достаточно быстро попадают в поле зрения полиции.
  • Сложности с адаптацией. Наличие психологических проблем мешает ребенку проявлять необходимую в ряде ситуаций гибкость, из-за чего его поведение нередко становится не только нелогичным, но и диаметрально противоположным тому, что требуется в ситуации. Нередко это вытекает из особенности, упомянутой в предыдущем пункте.
  • Внушаемость. Нарушение нормальной коммуникации в семье приводит к тому, что ребенок становится излишне доверчивым, его проще ввести в заблуждение. В результате он часто становится жертвой манипуляций. К тому же, нередко родители-алкоголики обвиняют ребенка в своем образе жизни, что лишь усугубляет последствия – чувство вины может прижиться на десятилетия.
  • Сложности с проявлением быстрого мышления. Во многих ситуациях, которые требуют демонстрации находчивости, гибкости, креативности, дети родителей с зависимостью сдаются и не могут найти выход из положения. В результате ответной реакций становится замыкание в себе, отказ от коммуникации. Это происходит из-за того, что в свое время родители не сформировали у ребенка правильный шаблон поведения в критической ситуации.
  • Агрессия. Причин у матрицы поведения, связанной с агрессивностью, множество – это и нарушения нервной системы, и копирование поведения одного из родителей, и неспособность выразить свои чувства иным способом. К сожалению, такой шаблон на долгое время может стать одним из самых привычных, если вовремя не скорректировать поведение ребенка.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

https://www.youtube.com/watch?v=0M-May_d_go

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Разумеется, ни один из указанных признаков не является характерной чертой любого ребенка, чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками – есть и исключения, противоречащие всем правилам. Однако такие поведенческие особенности часто проявляются у детей, воспитывавшихся в семьях с алкогольными проблемами. Ребенок, воспитывающийся в семье, где один или оба родителя имеют проблемы с алкоголем, изначально находится в стрессовой ситуации, что отражается на формировании его личности. Прежде всего, это вызвано отсутствием стабильной реакции взрослых – за одним и тем же поступком ребенка могут последовать совершенно разные отклики, от игнорирования до избиения. Дети, сталкивающиеся с подобной ситуацией, испытывают вполне ощутимые сложности при формировании отношения к родителям – страх, несмотря на любовь, избегание, но при этом еще ощутимая тяга и желание получить одобрение. Сказываются и деформированные педагогические методы, из-за чего ребенку вовремя не объясняют какое поведение является неприемлемым или толкают к совершению объективно плохих поступков. Также при анализе психологических особенностей детей из проблемных семей стоит учитывать, кто из родителей имеет зависимость от алкоголя.

Самая сложная для ребенка ситуация – это когда оба родителя имеют алкогольную зависимость, что изначально оказывает деформирующее воздействие на формирование личности. Нередко это накладывается на физиологические последствия, которые проявляются у детей, рожденных в таких семьях.

Ввиду отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого с социально-нормальной матрицей поведения такие дети с малых лет чувствуют себя ненужными, испытывают депрессивные переживания, чувство безысходности.

У них нарушена социализация – это начинает проявляться уже с начальных классов школы.

Поскольку дома ребенок себя не чувствует спокойным и защищенным, у него достаточно быстро начинают появляться проблемы с учебой – он не может сконцентрироваться на усвоении школьных знаний или выполнении домашнего задания.

После того, как дети из семей с обоюдной алкогольной зависимостью начинают ощущать отсутствие должного контроля со стороны взрослых, начинаются проблемы с дисциплиной – они убегают с уроков, могут вести себя вызывающе, охотно вступают в конфликты.

Именно среди таких детей высок процент активного участия в асоциальных компаниях – там они находят сверстников со схожим пережитым травматичным опытом.

Отец-алкоголик для ребенка нередко является олицетворением негативной стороны – он проявляет грубость, невнимателен по отношению к родственникам.

В результате весь этот травмирующий опыт пытается сгладить мать, проявляющая гиперопеку и любовь.

Это вызывает в семье ярко выраженную амбивалентность, что зачастую стимулирует детей на манипуляцию – например, получить от матери какие-то послабления в результате агрессии, проявленной отцом.

Также отец с алкогольной зависимостью существенно снижает шансы на то, что у ребенка сложится правильный образ мужского поведения в семье. Впоследствии сын может проявлять инфантильность, а дочь будет просто презирать мужчин. Если говорить о конкретных последствиях воспитания в семьях с пьющим отцом, то отмечаются следующие черты у людей, выросших в таких условиях:

  • охотно видят проявления любви даже в проявлениях жалости, неспособны увидеть разницу
  • могут быть патологически привязчивы к людям
  • склонны ощущать тревожность даже без должного повода
  • эмоционально реагируют на ситуации, в которых не могут ничего изменить, не могут смириться и отпустить
  • не отличаются системностью мышления, имеют сложности с планированием
  • с легкостью врут
  • избегают авторитарных людей, не мирятся с критикой и с легкостью обижаются
  • имеют ожидания лишь сиюминутного результата, из-за чего не могут долгое время чем-либо заниматься на перспективу
  • даже при хорошо развитой коммуникабельности не могут эффективно работать в команде
  • постоянно ждут одобрения

Дополнительный травматизм воспитания в семье с пьющим отцом заключается не только в том, что отец может проявлять агрессию.

Также последствия проявляются как результат изменения социальной и экономической роли матери – она становится основным «добытчиком», а также тратит больше сил на обеспечение сохранности своего брака.

Обычно это происходит в ущерб воспитанию ребенка – времени на все не хватает.

Влияние пьющей матери

Если сложилась обратная картина, и зависимость от алкоголя характерна только для матери, это также имеет свои специфические последствия. К ним можно отнести:

  • нарушения эмоциональной сферы у ребенка, неспособность проявлять любовь
  • повышенная скрытность – изначально такие дети не могут спокойно признаться в том, что воспитывались матерью-алкоголичкой
  • гипертрофированная потребность во внимании
  • склонность видеть корень любой проблемы только в себе
  • существенная недооценка собственных возможностей
  • истеричное поведение
  • отчужденность
  • сложности с усвоением новых навыков и знаний

Во многом проблемы у детей, которых воспитывали матери с зависимостью, обусловлены тем, что было оказано токсичное воздействие на их организм еще в фазе эмбриона – нередко это сопровождается существенным сбоем в развитии нервной системы.

Психологические травмы детей при воспитании в семье с алкозависимостью

Пребывание в семье, где родители пьют, сопряжено для ребенка с комплексом травмирующих впечатлений, которые сказываются на его дальнейшей жизни. Эта деформация проявляется в том, что у человека изначально формируются неверные установки, которых он впоследствии будет придерживаться. К часто встречающимся последствиям относятся:

  • убеждение в том, что употребление алкоголя – нормальное поведение для взрослого человека
  • наличие моральных травм, которые вызваны побоями – запуганность, агрессивность, подчиненное положение
  • сложности с дисциплиной и самоорганизацией ввиду отсутствия таких качеств у родителей
  • недостаток денег воспринимается как норма
  • формируется завистливость ввиду того, что ребенок изначально был лишен многих материальных благ

Нередко провоцирует развитие психотравм и тот фактор, что в результате зависимости родителей, мамы и папы других детей запрещают им общаться с ребенком, который воспитывается в сложной семье, что приводит к изоляции.

Синдром ВДА

Синдром «взрослых детей алкоголиков» неспроста был обозначен психотерапевтами – ему подвержено около сорока процентов людей. Это массовое явление, которое проявляется в том, что деструктивные привычки пьющих родителей вызывают деформацию личностных качеств их детей.

В результате человек с синдромом ВДА не может вести полноценную жизнь и склонен «застревать» в своих прошлых травмирующих переживаниях, которые оказывают существенное влияние на его дальнейшие поступки. К таким последствиям относятся сложности при выборе партнера, поиске работы и в других сферах – «эхо» психологических травм получается весьма масштабным.

Нередко отмечают у таких людей и деформацию в понимании роли родителя из-за чего они начинают со своими детьми поступать по привычной для себя схеме.

В результате психологи выделяют несколько типов людей с синдромом ВДА:

  • Неполноценный. Эти люди склонны к самопринижению ввиду с детства сформированного механизма защиты, который можно сформулировать как «Я плохой». Как правило, они испытывают большие сложности с любым видом общения – от построения отношений до решения конфликтных ситуаций. В результате срабатывания привычного шаблона, у таких взрослых отмечается пониженный уровень аналитических способностей по отношению к собственному поведению.
  • Отчужденный. Считают, что пережили особенно травмирующий опыт по сравнению с другими людьми, ощущают себя сложными личностями. Такие люди склонны проявлять высокий уровень контроля при общении с другими.
  • Обиженный. Даже во взрослом возрасте продолжают чувствовать себя израненными, ощущают ненависть по отношению к пьющему родителю. Также такие люди склонны к оценке и анализу сквозь свою травмирующую картину мира.
  • Депрессивный. Люди с синдромом ВДА такого типа часто и очень охотно впадают в уныние, им нравится возвращаться к травмирующим воспоминаниям. Временами даже пытаются излечиться, но психотерапия заканчивается, не успев начаться из-за того, что они не могут расстаться с привычным эмоциональным шаблоном.
  • Зависимый. К такому типу относят людей, которые полностью переняли модель поведения родителей – от злоупотребления алкоголем до семейных отношений.
  • Созависимый. Обычно к таковым относятся старшие дети в семье, которые, несмотря на свой возраст, были вынуждены ухаживать за кем-либо (бабушка, младший брат). Велика вероятность, что они смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.
  • Успешный. Под такое определение попадает человек, на которого пережитый травмирующий опыт оказал не деморализующее действие, а наоборот, мобилизующее. Они добиваются успехов в построении карьеры, отличаются высоким уровень ответственности, собраны и ориентированы на результат. Однако все это – только каркас. Внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.

Каждый человек без труда сможет найти среди своих знакомых тех, кто подвержен той или иной форме синдрома ВДА и убедиться, что в ряде случаев травмирующее воздействие оказывается чрезмерным. В результате сложной семейной обстановки многие люди не могут развиваться – пережитый опыт не только мешает в этом, но и буквально определяет дальнейшее течение жизни. Поэтому многие психологические клиники оказывают услуги людям, которые ощущают спустя годы последствия пережитого деструктивного опыта – без серьезной терапии совладать с этим бывает сложно.

Источник: https://nasrf.ru/baza-znaniy/psikhologiya-zavisimostey/vliyanie-semeynogo-alkogolizma-na-psikhologiyu-rebenka

Про детство в семьях пьющих родителей. И про то, что из этого выходит

Характеристика пьющих родителей

Я пишу про алкогольную семью из своего опыта. И сразу затрудняюсь, так как меня почитывает мама, а теперь и сестра. По прежнему мне (внутри себя) нельзя выносить сор из избы.

Пару дней назад опять услышал от Ирины на группе, как стыд в алкогольной семье – море невыносимого стыда пьющего, отщепляется и проживается близкими – женой, родителями. А поскольку взрослые тоже часто не справляются с ним – этот стыд вручается детям. Тяжело писать. Даже слова не лезут.

Представляю, что это прочтет моя мама… Будет переживать. Вот это оно и есть. Этот стыд. Я до сих пор переживаю: «что скажут люди?». Я до сих пор храню эту семейную тайну. Хотя папы давно нет в живых.

Как это происходит? Как это чувства могут передаться «по воздуху»? Да так и могут.

В доме есть тайна.

Очевидный трэш – папа, периодически превращающийся в демона, бьющийся на машине, теряющий сознание, пытающийся покончить с собой, поджигающий деревянный дом в деревне, нападающий на тёщу, ползающий на четвереньках, как животное, мычащий, ломящийся в дверь, лезущий через забор в дом и падающий, наносящий себе травмы… – все это взрослые прячут от окружающих. И с детьми не обсуждают.

Есть беда – это да. Но ее не объясняют детям. Не могут. Не знают как. Но, главное, тайну надо скрывать от всех. Хотя все всё видят.

Алкоголик не справляется с жизнью и не справляется с самим фактом своей зависимости. Он отрицает этот факт. Он не справляется со своими ужасом, виной и стыдом. Просто делает вид, что ничего не происходит. Или что этого больше не повторится. И все отрицаемое по закону сохранения энергии не исчезает, а достается тем, кто максимально открыт чувствам. Детям.

Ребенок понимает… Я понимал, что это неправильно. Я видел разрыв между папой трезвым и папой пьяным. Я не мог про это говорить никому. Ни друзьям в школе. Ни учителям. Это значило бы позорить семью и папу. Ни бабушке – его маме. Ведь я ее так любил, и знал, что ей это невыносимо слышать. То есть мне никто не запрещал. Это как-то и так было понятно.

В алкогольных семьях дети травмируются конкретно и навсегда. С гарантией. Приобретая ряд личностных особенностей.

Первая из них – это именно этот самый пронизывающий тебя стыд, который даже не осознается. Тяжелое чувство омрачает жизнь и отношения с собой и окружающими. Он не осознается и не называется, потому что очень привычен, и он «не наш». Это отделенный от себя стыд алкоголика и взрослых. И нет шанса не наесться им и не облучиться этим стыдом детям.

Стыд мешает понять свою историю и детскую ситуацию, и подняться над ней. Человек живет, считая себя ненормальным. Ведь он реагирует на все не так, как окружающие люди. Поэтому таким, как мы, очень помогает и психотерапия, и чтение хороших книг по зависимости – таких, как «Взрослые дети алкоголиков». Книга не то чтобы исцеляет.

Но позволяет увидеть свои особенности как типовой симптом детей из зависимой семьи, а не как персональную ненормальность. Мне в свое время ее посоветовала хорошая девочка, у которой была пьющая мать, и которую она похоронила в 17 лет.

Почти ничего не помню из книги, кроме чувств горя и облегчения одновременно.

Расскажу, как на меня повлияло детство в зависимой семье. Возможно, вы узнаете себя. А лучше за системным взглядом почитать тех же «Взрослых детей алкоголиков». Еще лучше – пойти на личную терапию. Адекватный Другой – тот, кто нужен, чтобы помочь вам засадить новыми деревьями выгоревшие пустоши вашего прошлого и вашей жизни.

Итак, как отразилось (в порядке прихода в голову):

  1. Много стыда. Важно, «что подумают люди». Это учит детей обращать внимание на мнение других, а не на свое. Мешает предъявляться – быть в центре внимания, быть заметным. Часто и много стыдно и за себя, и за других. Так, что и перестаешь это замечать. Одна из задач в терапии, например, вернуть себе способность замечать свой избыточный стыд.

    А потом и отказаться от него.

  2. Вина. И ответственность за другого. Алкоголик снимает с себя ответственность. Как бы отщепляет ее. Ответственность – такая штука, что кто-то ее все равно возьмет. Она не может лежать просто так (спросите руководителей – лидерство и ответственность не валяются на земле).

    Ребенок с магическим мышлением хватает ответственность автоматом. Он хочет справиться с проблемой, чтобы папа не пил. Например, он – то есть я, и моя сестра придумывали разные «приметы», что я сделаю, чтобы папа сегодня пришел домой нормальным. Формируются различные навязчивые ритуалы. Типа идти в садик и наступать только на определенные плиты на дороге и т.п.

    Дети алкоголиков становятся маленькими ответственными взрослыми с детскими глупыми мозгами и скудным опытом. А вина возникает автоматом – я же не справился, приметы не сработали – папа по-прежнему пьет. В будущем эти дети легко будут чувствовать вину и ответственность и за себя, и за того парня.

  3. Склонность к контролю. Другого, мира, ситуации.

    Того, на что повлиять нельзя, как на пьющего родителя маленькому ребенку. Это и то самое «не могу спать, в интернете кто-то не прав». И ярость, когда что-то не соответствует моим ожиданиям. И сверхответственное отношение ко всему. И вера, что я должен со всем справляться. Что часто используют работодатели, зарабатывая на вас и вашей вине много денег.

  4. Пристальное внимание к поведению другого. Независимо от запаха перегара я различал условные 50 оттенков в изменении поведения отца, 50 оттенков его состояния и опьянения. Которые были чреваты различными последствиями. От просто мерзкого поведения до откровенно жуткого.

    Думаю, такая наблюдательность и внимание к поведению другого и привели меня в консалтинг, менеджмент, HR, а потом и неизбежно в психологию. С какого перепуга иначе так пристально вглядываться в другого?

  5. Недоверие к миру. Базовое. Мир крайне нестабилен. Мир – это хаос. Родители же – это целый мир. Почти боги.

    И вот твой бог – сегодня любящий и светлый, а завтра жалкий, послезавтра отвратный, а может быть и вообще – дьяволом. И это убеждение укрепляется день за днем, и год за годом. Отсюда крайне болезненная реакция на нестабильность – отмену планов, например. Кто-то становится навязчиво упорядоченным – в чем-то наводит порядок вокруг себя до сумасшествия. А в чем-то варится в хаосе.

    Знаете вот это: идеальный порядок на рабочем столе или на кухне, но бардак в отношениях или в голове…

  6. Недоверие к себе. Мы берем пример с родителей. Если мой отец был нестабилен и не мог на себя рассчитывать, откуда я знаю – что я сам могу “отмочить”? Могу ли я себе доверять и опираться на себя? Эти сомнения портят жизнь.

    С другой стороны, сомнения – антидот от оголтелой и тупой уверенности в свой правоте. Они иногда подталкивают к поиску истины. К глубокому изучению вопроса. В любой сфере. Если трансформировать свой травматический опыт, навык сомневаться будет не лишним.

  7. Недоверие к другому. Это понятно. Самые важные другие нас подводили. Регулярно. Так регулярно, что это стало опорой.

    Не доверяй – не ошибешься.

  8. Кстати, о правде. Вранья вокруг детей алкоголиков, как я писал, много. Дети и сами врут. Врут окружающим, что все хорошо у них. Врут себе, что папа бросит пить и жизнь наладится. И при этом очень болезненно относятся к неправде. Или к тому, что «правда» изменчива. Поэтому в отношениях с нами не просто. Не прощаем обмана, необязательности.

  9. Болезненное восприятие, когда что-то не выполняется. Самые ценные детские мероприятия с папой – клейка модели корабля, обещанная рыбалка, путешествие или обещались и не выполнялись, или потом бросались. Когда что-то срывается – острая реакция – злость, обида.
  10. Агрессия. Много агрессии, резких, убивающих слов. Много оценки себя и другого.

    Много войны. И внутри и снаружи. Готовность к насилию. И применить его к другому, и ожидание его в свой адрес. Ведь мир в детстве раскололся на черно-белый. Папа пьяный – папа трезвый. Папа мирный, папа страшный. Много войны в жизни ребенка. Так формируется нездоровая погранично организованная структура личности.

    У нас в бывшем СССР, как говорят некоторые эксперты, до четверти населения таковы. Хотя в более здоровых местах это процентов пять от населения.

  11. Отношения. Мы тащим в них весь свой «бэкграунд».

    Нестабильность и жажда стабильности, недоверие и жажда довериться, надежда на спасение и убежденность, что все равно будет плохо, вина и обвинение, скрытность, желание контролировать, непримиримость к неправде или невыполнению обещаний, смене планов, чувствительность к перемене настроения партнера, агрессивность… Все это, мягко говоря, не очень помогает строить гармоничные длительные отношения.

  12. Много горя. Часто оно «под спудом». Скрыто под депрессией или злостью. За это горе уже никто не отвечает. Точно не наш сегодняшний партнер. Горе вполне объяснимо. Ведь у нас по сути было потеряно детство. Зато компенсаторно мы проявляем много любви к своим детям.
  13. Одиночество, нежелание впускать людей в свою жизнь. В детстве я никого никогда не приводил из друзей домой. Сам не знал, почему. Забыл, что изначально боялся, что они увидят отца пьяным.
    Смотри п. 1. До сих пор я не люблю гостей, не люблю компании, междусобойчики, хотя со стороны так не скажешь. Ржу и валяю дурака. Но всегда стараюсь слиться с вечеринки. Мне там некомфортно.
  14. Черный юмор, цинизм, пессимизм, множественный сарказм. Это понятно.
  15. Пессимизм. Так тяжело переживать очередное крушение надежд, что лучше заранее приготовиться к худшему. Вера в плохой исход становится опорой и привычкой. С одной стороны, «выживают», конечно, «…параноики», с другой – как-то невесело так жить. И работать. Без веры в хороший исход двигаться тяжело и начинать что-то новое непросто.
  16. Непереносимость неоднозначности жизни, людей, мира. Пытка то трезвым, то пьяным папой и невозможность совместить их в детском сознании в одном человеке, приводит к склонности видеть мир и людей плоско и однозначно. Хорошо-плохо. Зато мы точно знаем, что демоны есть в каждом человеке. И в себе тоже. Не понаслышке. Если удается в терапии переварить это, то выходит хороший жизненный опыт.
  17. Мы часто долго терпим невыносимые условия, и находимся рядом с невыносимыми, разрушающими нас людьми. Почему? Как почему… Потому что так надо. Потому что а как иначе? Пример второго родителя. Который терпел, спасал и не бросал своего партнера. Как мама надеялась спасти папу, так и я должен нести свой крест. И в несчастливом браке, и на ужасной работе с ужасным начальником. Опять же, если долго терпим, потом взрываемся выплеском агрессии. Осколками убивая всех вокруг.
  18. В то же время, чтобы спастись от кошмара мы с детства научаемся «отсекать» внутри себя близких людей. Чтобы выносить невыносимого папу, его нужно убить в себе – то есть убить в себе чувства к нему. И вот, став взрослыми, мы можем быстро и привычно вычеркнуть любого человека из своей жизни, как будто его и не было. С одной стороны, хорошо же – «и так будет с каждым!». С другой, мы неуклонно движемся к одиночеству.
  19. Мы обязательно несем в себе механизм зависимости. Я могу не пить алкоголь, но зависимость проявится в чем то другом. Ведь есть сто тысяч и 50 оттенков зависимости.
  20. Тяжело планировать. Ведь все наши планы могли разрушиться. Оставалось сидеть и ждать, пока в комнате смеркалось: какой придет папа, когда мама в вечернюю смену? Как пел Дядя Федор «мама на работе, папа где-то пьёт»…
  21. Бросание начатого. Вот надоело мне писать это уже. И фиг с ним. И так много. Бросил. И не буду доделывать… Трудно делать системные большие проекты, такие как семья, например, отношения, бизнес. Либо они делаются на диком усилии и напряжении «скрипя зубами, и продвигаясь на четвереньках», что рано или поздно приводит к бросанию или непосредственному или «по уважительной причине» – скандал, запой, болезнь, смерть.

Кто причастен, тот узнает что-то свое или добавит, что я упустил.

И какая же тут мораль?

Сейчас я верю, что с «этим» (читай: «я», «моя жизнь», «моя история», «мое будущее») можно что-то сделать. Больше того! Оно (читай «я», «моя жизнь», «моя история», «мое будущее») ждет от меня, что я что-то сделаю с ним.

Леонид Кулик

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/10/15/psychology/15283-pro_detstvo_v_semyah_pyuschih_roditeley_i_pro_to_chto_iz_etogo_vyhodit

Психология алкоголика в семье и его поведение

Характеристика пьющих родителей

Помимо особенностей социального поведения в обществе, психология алкоголика в семье наделена своеобразными характеристиками. Разбираясь в мотивах зависимого мужчины или женщины, проще оказывать им помощь в борьбе с «зелёным змием».

Часто меняющееся настроение, неадекватные поступки, враждебное отношение – в чём причина такого норова пьяницы? Почему это происходит? Виной всему зависимость, которая отражается во всех сферах жизни людей, злоупотребляющих спиртным.

Психологические аспекты зависимости

Под действием злоупотребления спиртными напитками личность деформируется. Причём у разных людей появляются похожие проблемы, черты характера, поведенческие стереотипы. Без лечения каждого из них ждёт один результат – деградация. Если посмотреть видео мужчины или женщины на конечной стадии алкоголизма, их поведение очень схоже.

Последствия злоупотребления алкоголем у всех одинаковы:

  • разрушение всех областей жизнедеятельности;
  • ухудшение здоровья, появление хронических заболеваний;
  • формирование психических нарушений, приводящих к снижению всех функций.

Семья, работа, социум перестают для алкоголика что-то значить. Такое отношение заставляет страдать близких людей. Как следствие, распад брака, потеря уважения жены, детей, друзей.

Алкоголика легко определить среди толпы с первого взгляда. Изменение цвета кожи, появление лопнувших капилляров, тремор рук – лишь небольшие внешние признаки зависимости.

Психология алкоголизма проявляется у разных людей одинаково. Они обретают следующие характеристики:

  • аморальное поведение;
  • лживость и изворотливость;
  • отсутствие других интересов, кроме спиртного;
  • работа воспринимается только как метод получения средств на выпивку;
  • семья становится препятствием к восполнению единственной потребности.

Круг интересов замыкается на желании выпить. Психология алкоголика завязана только на этой потребности, остальные для него перестают существовать.

Что приходится испытывать семье пьяницы

Мужчина или женщина, страдающие от зависимости, имеют две отличительные особенности – ослабление воли и чрезмерную агрессивность. Первая характеристика не даёт возможности удержаться от принятия очередной дозы спиртного.

Слабоволие проявляется в таких показателях:

  • раздвоение личности;
  • появление мании величия;
  • отсутствие стремления трудиться;
  • нежелание противиться влечению к спиртному.

Людям с такими проявлениями характера требуется незамедлительная помощь. Вылечить его сложно и чем раньше начать терапию, тем лучше результат.

От слабоволия страдает в основном работа, что сказывается на достатке. В случае чрезмерной агрессивности трудно приходится всей семье.

Близкие люди на себе испытывают грубость и раздражительность алкоголика. Чем дольше алкогольная зависимость овладевает человеком, тем агрессивнее он становится.

Причина этого в негативном, разрушительном воздействии спиртного на центральную нервную систему. Изменения характера в худшую сторону наблюдаются даже у алкоголиков, которые никогда не отличались конфликтностью.

Прогрессирование заболевания ещё больше ухудшает ситуацию. Задача родственников – приложить все усилия для лечения алкоголика.

Психологические причины алкоголизма

Почему одни люди спиваются, а другие могут себе позволить иногда выпить и на этом останавливаются? При каких обстоятельствах появляется алкогольная зависимость?

Рассмотрим несколько вариантов с учётом побуждающих факторов:

  • Социальные причины у подростков. Многие из них начинаются пить слабоалкогольные напитки, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Такое часто происходит среди неуверенных в себе подростков. Задача родителей – помочь ребёнку в выборе хороших друзей, которые ведут здоровый образ жизни. Направить на правильный путь – самое верное решение проблемы.
  • Традиционные особенности. К сожалению, употребление алкоголя – обычай, устоявшийся в нашем обществе. Редко какой праздник, мероприятие или значимое событие обходится без спиртного. И если одни могут годами выпивать понемногу, другие спиваются. Заметив за близким человеком систематичность в употреблении горячительных напитков, нужно сразу принимать меры.
  • Комфортные ощущения. Придя с работы, уставший мужчина любит выпить, расслабившись перед телевизором. Алкоголь дарит чувство умиротворения, проблемы уходят на второй план, ощущается эйфория. Если такие расслабления случаются каждый день, нужно срочно решать проблему.

Со временем запойный характер зависимости приобретает иной смысл. Чувствуя себя плохо после злоупотребления спиртным накануне, человек стремится как можно быстрее принять очередную дозу «чтобы полегчало». Основная причина алкоголизма в этом случае – желание получить облегчение.

Психологические особенности алкоголика

Зависимость бывает разной – курение, наркомания, игромания, алкоголизм. При каждой из них меняется характер, нарушается психическое равновесие.

Формируются определённые особенности, свойственные всем зависимым:

  • спутанность сознания, потеря памяти;
  • эмоциональная отрешённость от действительности;
  • замкнутость на основной проблеме – найти выпить;
  • психический диссонанс и эмоциональная неуравновешенность;
  • игнорирование проблемы алкоголизма и людей, желающих оказать помощь.

В сознании больного не остаётся места семье, работа воспринимается как средство достижения основной задачи – купить спиртное. Остальной мир перестаёт существовать.

Зависимость развивает одну из двух навязчивых идей – желание покончить жизнь самоубийством или озлобленность на всех. Независимо от этого, он испытывает негативные эмоции, которые пытается заглушить алкоголем.

Возможный исход для алкоголика

Социальная жизнь, работа, семья – сферы, на которых отражается пагубная привычка. Люди, имеющие зависимость, становятся замкнутыми, даже если до этого были «душой компании». Алкоголик становится не сконцентрированным и отгораживается от важных вещей, всецело отдавшись выпивке.

Что обычно делают родственники больного? Есть три возможных исхода проблемы:

  • Смиряются с болезнью, чтобы не терять любимого человека. При этом придётся наблюдать, как меняется его характер, происходит деградация. Семья будет страдать от постоянных скандалов, растраты средств, осуждения окружающих.
  • Если не хватает терпения, бросают алкоголика наедине с его проблемой. Такие больные долго не живут и умирают от болезни, несчастных случаев, становятся суицидниками. Иногда они всё равно приходят к родным, чтобы клянчить деньги на выпивку.
  • Прикладывают все усилия для того, чтобы вылечить любимого человека. На это уходит много времени, сил и средств. Правильная терапия приносит плоды и больной отказывается от зависимости. Однако впоследствии придётся постоянно контролировать, чтобы алкоголик не пытался выпить даже минимальную дозу.

Как правило, если пьёт мужчина, это меньше осуждается обществом, чем женщина алкоголик. Бросать пить им тоже намного легче. А вот вылечить женщину от пагубной привычки сложнее.

Психологическая помощь человеку с зависимостью

Помимо медикаментозного лечения и психологической терапии, особое значение имеет помощь близких людей. Семье тоже нужно оказать существенное влияние на алкоголика, особенно на начальной стадии заболевания.

Что нужно делать:

  • помочь близкому человеку в поиске подходящего врача;
  • исключить спиртное из жизни и ввести традицию трезвых застолий;
  • убрать из дома не только любой алкоголь, но и лекарства, в составе которых есть спирт;
  • всегда проявлять уверенность в том, что алкоголик может бросить пагубную привычку;
  • нужно выявлять недовольство родственником, злоупотребляющим спиртным, но в лёгкой форме;
  • проинформировать окружение о желании алкоголика бросить пить и запретить даже упоминать ему о спиртном.

Хорошо бы заменить зависимость другими интересами. Можно выбрать занятие с учётом возможностей и талантов алкоголика, вставшего на путь трезвости.

Например, какое-нибудь мастерство, резьба по дереву, реставрация мебели, съёмка видео или фото. Подойдёт и увлечение охотой, рыбалкой, садоводством.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae0423aad0f222f77b46c39/psihologiia-alkogolika-v-seme-i-ego-povedenie-5cac45de076adf00aeb49b79

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.