Виды учреждений для детей сирот

Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г. № ВК-316/07 “Об организациях для детей-сирот”

Виды учреждений для детей сирот

В связи с поступающими обращениями по вопросу осуществления деятельности образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации для детей-сирот), с учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) Минобрнауки России сообщает.

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг указанными организациями, порядок осуществления ими деятельности, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством РФ.

Исходя из действующих в настоящее время подзаконных актов к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся в том числе детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; к медицинским организациям – дома ребенка; к организациям, осуществляющим социальные услуги, – детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

Статья 21 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, организациями, осуществляющими обучение.

В свою очередь к организациям, осуществляющим обучение в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ, относятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и(или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. При этом согласно статье 21 Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и(или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, только в случае если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

В свою очередь организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией.

Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации, оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

При этом в соответствии со статьей 108 Федерального закона № 273-ФЗ организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 г. переименованы в общеобразовательные организации в силу закона.

В остальных случаях в отношении каждой организации для детей-сирот, относящейся в настоящее время к образовательным организациям, учредитель должен принять решение индивидуально с учетом региональных особенностей, например возможности организовать обучение контингента соответствующей организации в иных близлежащих образовательных организациях.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов РФ до 1 января 2016 г. должны:

– определить основной вид деятельности организаций для детей-сирот;

– привести наименования и уставы организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям, в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ).

Заместитель министра В. Каганов

В Минобрнауки России поступают вопросы о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со вступлением в силу нового Закона об образовании.

К таким организациям относятся образовательные, медицинские, а также те, которые оказывают соцуслуги. Разъясняется, что учреждение будет относиться к тому или иному виду в зависимости от основного вида деятельности.

В силу Закона организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 г. переименованы в общеобразовательные. В остальных случаях в отношении каждой организации учредитель должен принять решение индивидуально с учетом региональных особенностей.

Таким образом, органы исполнительной власти регионов до 1 января 2016 г. должны: определить основной вид деятельности организаций для детей-сирот; привести наименования и уставы организаций, относящихся в настоящее время к образовательным, в соответствие с Законом.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70393550/

Принципы и виды деятельности организаций для детей-сирот

Виды учреждений для детей сирот

  • наилучшего обеспечения интересов детей,
  • гуманизма,
  • общедоступности,
  • приоритета общечеловеческих ценностей,
  • гражданственности,
  • свободного развития личности,
  • защиты прав и интересов детей
  • и светского характера образования.

а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;

в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

з) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

и) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”;

к) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;

н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;

о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Минздравом РФ;

п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством РФ;

р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

у) организация отдыха и оздоровления детей;

ф) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”;

х) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”;

ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;

ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.
 

В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности образовательных организаций относятся:

  • реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;
  • реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.  
  • организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;
  • организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;
  • диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.

Согласно п. 2 Типового положение о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.

2012 № 344н, дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до 4х-летнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством РФ.
 

В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, относятся:

  • реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;
  • организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

Источник: http://namporadomoi.ru/detskydom/vidy-deyatelnosti-organizaciy/

Устройство детей без попечения родителей

Виды учреждений для детей сирот
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Устройство детей без попечения родителей

Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья.

Семейное законодательство РФ указывает, что для детей, лишившихся присмотра родителей, оптимальным вариантом последующего проживания является семья.

Возможны семьи родных или иных близких людей, опекунов, ребенок может быть определен и в приемную семью (ст. 155.1 СК РФ).

При существовании даже небольших шансов ребенка стать членом приемной семьи этот вариант будет приоритетным и наиболее подходящим с точки зрения максимального соблюдения прав и интересов ребенка.

Ст. 122 СК РФ указывает, что комиссия из работников органов опеки в пределах трех рабочих дней после сбора сведений о ребенке, лишившемся присмотра родителей, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых он живет, и соблюдение его прав. После этого сведения следует разместить в базе данных о детях, утративших опеку родителей (закон №44-ФЗ от 16 апреля 2001 г.).

Далее анализируются доступные варианты определения ребенка-сироты на воспитание в семью. Если никто их родственников или иных близких людей не выразил намерения опекать ребенка, последний будет определен в специальное детское учреждение.

Ст. 122 СК РФ и ст. 155.1 СК РФ указывают, что руководство организаций, ответственных за проживание и развитие детей, лишившихся присмотра родителей, постоянно обязано контролировать доступные варианты помещения воспитанников в приемные семьи.

Сокрытие сведений, что супружеская пара или отдельный гражданин выразили намерение принять ребенка, от органов опеки расценивается как правонарушение, и на руководство организации налагается штрафное взыскание размером до 3 тысяч рублей, как об этом указано в ст. 5.36 КоАП.

Виды учреждений для детей, лишившихся присмотра родителей

Как указывает ст. 155.1 СК РФ (гл. 22, введена законом №49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.), организации, куда могут быть определены дети, лишившиеся надзора родителей или иных близких, имеют различную направленность. Они бывают:

  • образовательного характера,
  • медицинские,
  • общей социальной направленности.

Если ребенок, лишившийся присмотра родных, обнаружен в субъекте РФ, где отсутствует специальное детское учреждение, работникам органов опеки надлежит сопроводить его в детский дом, который располагается на территории ближайшей административной единицы.

Закон №167-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) указывает, что Правительство регламентирует:

  • виды и особенности деятельности организаций, направленные на надлежащее воспитание детей и соблюдение их интересов,
  • порядок осуществления этой деятельности,
  • порядок и особенности медицинского обследования детей, по результатам которого они будут определены в лечебные или воспитательные учреждения.

Организация и контроль деятельности учреждений, ответственных за воспитание детей, лишившихся присмотра родителей, осуществляется согласно ГК РФ, СК РФ, законами №184-ФЗ от 6 октября 1999 года и №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, законами административных субъектов РФ.

Положение о деятельности детских домов требует от руководства и персонала контролировать надлежащее воспитание и неукоснительное соблюдение прав и интересов детей, развитие у них гражданских взглядов, гуманизма и понимания общечеловеческих ценностей, а также предоставления воспитанникам доступного светского образования. Ст. 155.1 СК РФ уточняет, что религиозные организации не могут считаться подходящими для детей-сирот, поскольку имеют приоритетной целью исповедание и непосредственное распространение определенной веры, а это противоречит свободе выбора ребенком религиозных взглядов (ст. 8 закона №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.).

Порядок помещения детей в организации для детей-сирот

ПП РФ № 481 от 24 мая 2014 г. в соответствии со ст. 155.1 СК РФ указывает, что для определения ребенка на проживание (на постоянной основе) в организацию для детей, лишившихся присмотра родителей, органы опеки обязаны подготовить и предоставить ряд документов:

  • личное дело (составляется согласно правилам, утвержденным ПП РФ №423 от 18 мая 2009 г.);
  • направляющее письмо от органа, контролирующего вопросы опеки над детьми в данном субъекте РФ.

Еще в организацию для детей-сирот предоставляется акт, составленный органом опеки, о поступлении ребенка под ответственность данной организации. Ребенок должен быть помещен в учреждение не позднее месяца с момента выявления его как оставшегося без родительского присмотра.

Пребывание детей в интернатах на временной основе

В ряде ситуаций детей, чьи родители известны и живы, и тех, у кого есть опекун, определяют в специализированное учреждение на временное проживание.

Во-первых, иногда этого требует тяжелое состояние здоровья ребенка.

Если ему ежедневно необходимы сложные медицинские процедуры, а родители не обладают навыками, чтобы обеспечить квалифицированный уход, целесообразным решением с их стороны будет определить ребенка в клинику с проживанием на время лечения. Это не лишает их родительских прав и никоим образом не ограничивает их отношения с ребенком.

Родные могут на время определить ребенка в интернат по ряду иных заслуживающих уважение причин: тяжелое состояние здоровья самих родителей, не позволяющее надлежащим образом ухаживать за ребенком и воспитывать его; длительные командировки, куда не представляется возможным взять ребенка, или другие уважительные обстоятельства. Тогда мать и отец составляют акт, согласуют его с сотрудниками органов опеки и временно помещают ребенка на проживание в интернат. Это также никак не отражается на состоянии семьи, правах родителей (опекуна) в отношении ребенка, и по возвращении либо при улучшении их состояния здоровья они забирают его обратно.

Контроль условий проживания, интеллектуального и физического развития детей, воспитываемых в организациях для детей-сирот

Проверка условий, в которых проживают и воспитываются дети, на соответствие санитарным нормам, и соблюдения прав сирот лежит в сфере деятельности органов опеки. В компетенцию органов входят проверки учреждений, выявляющие нарушения прав воспитанников.

Комиссия, направляемая в детские дома, обязана проконтролировать бытовые условия, в которых содержатся дети, на доступность им учебных и игровых материалов, на качество лечебных процедур, особенно если учреждение позиционируется как клиника для тяжелобольных.

Комиссия выявляет превышение полномочий руководства и нецелевое расходование средств, выделяемых из бюджета на содержание детского дома, проверяет отчетные документы. Если финансовых нарушений не выявлено, но необходимы дополнительные средства на ремонт или, например, покупку оборудования, комиссия при участии руководства детского дома готовит соответствующий документ.

Сроки нахождения воспитанников в организациях для детей, лишившихся родительского присмотра (детских домах)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. №ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» сообщает: дети, утратившие надзор родителей или опекунов, определяются в специальные учреждения и пребывают там до 18 лет.

Достигнув совершеннолетия, такие дети могут претендовать на предоставление льготного жилья. Это отмечается в Конституции и подтверждается законом №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., ЖК РФ (№188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.), законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Формируется особый фонд целевого жилья, квартиры из него впоследствии распределяются между воспитанниками детских домов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны своевременно предоставлять сиротам, достигшим 18 лет, жилье, и следить, чтобы квартиры из фонда, предназначенные для сирот, не использовались ни при каких обстоятельствах, кроме основной цели.

Таким образом, государство имеет ряд обязательств перед детьми, лишившимися присмотра родителей.

Эти обязательства реализуются посредством специальных органов, осуществляющих контроль воспитания таких детей, а также учреждений, где дети проживают до наступления совершеннолетия.

Тем не менее, несмотря на наличие таких учреждений, приоритетным и оптимальным для ребенка остается развитие и воспитание в семье.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/ustrojstvo-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Студент-Сервис

Виды учреждений для детей сирот

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  2. социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  4. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения peгламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

Детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

  • для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • для детей дошкольного возраста;
  • для детей школьного возраста;
  • смешанный;
  • детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

  • Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
  • Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия.

Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав’ и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

  • Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims — внутренний) — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • интернатное учреждение обычного типа;
  • интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные(коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

  • неслышащих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших детей;
  • незрячих детей;
  • слабовидящих и поздноослепших детей;
  • детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • детей с задержкой психического развития.
  • умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения.

Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • санаторная школа-интернат;
  • санаторно-лесная школа;
  • санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • кадетская школа;
  • кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);
  • школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;
  • воспитанники воинских частей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от 21 сентября 2000 г.).

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей.

При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе.

Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой — необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какойлибо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель — ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним.

Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, а также своевременное консультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:

  • приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;
  • приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;
  • приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/gosudarstvennye-i-negosudarstvennye-uchrezhdeniya-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.