Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур

Задачи. Нормативный материал

Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур

Нормативный материал.

Средства прокурорского надзора.

Основные этапы развития российской прокуратуры.

Направления прокурорской деятельности в РФ.

Органы прокуратуры РФ.

План учебного занятия.

Тема 13. Прокурорский надзор и органы прокуратуры.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.);

2. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” (с изм. и доп.)

3. Указ Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 879 “О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, и системы денежного довольствия военнослужащих, замещающих отдельные воинские должности в Главной военной прокуратуре”;

4. Указ Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 878 “О совершенствовании оплаты труда заместителей Генерального прокурора Российской Федерации”;

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 2003 г. N 34 “Об утверждении Положения о нагрудном знаке “Почетный работник прокуратуры Российской Федерации”;

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 апреля 2002 г. N 22 “Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации”;

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 “О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур”;

8. Положение о военной прокуратуре (утв. Указом Президиума ВС СССР от 4 августа 1981 г.);

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 “О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации”

10. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 13 марта 2003 г. N 13/20 “О рассмотрении в Генеральной прокуратуре Российской Федерации обращений, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях”;

11. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 “Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации”;

12. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3 “О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации” (с изм. и доп.)

№1. Прокурор Н-ского района советник юстиции Молов, находясь в служебной командировке, выехал с коллегой на охоту в соседнем субъекте Российской федерации, в результате которой подстрелил лося и кабана.

При возвращении с охоты автомобиль был остановлен и досмотрен сотрудниками полиции и егерями охотхозяйства, составлен протокол по факту незаконной охоты, убитые животные изъяты. Молов и его коллега после установления их личностей были отпущены.

Впоследствии копия протокола была направлена прокурору области, остальные материалы – в районный суд по месту совершения правонарушения.

Как и в каком порядке должен быть решен вопрос о привлечении прокурора к уголовной ответственности?

№ 2. Старший помощник прокурора Борской области советник юстиции Орлов был уволен с занимаемой должности по мотивам служебного несоответствия в связи с отказом от работы в должности заместителя Атяшевского районного прокурора. Данная районная прокуратура располагалась в 110 километрах от областного центра, где раньше работал советник юстиции Орлов.

Имели ли права уволить из органов прокуратуры советника юстиции Орлова по данному основанию? Кто из должностных лиц органов прокуратуры должен принять решение об увольнении советника юстиции Орлова?

№ 3.Советник юстиции Водопьяновобратился с заявлением в районный суд к областной прокуратуре, с просьбой об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания. В обоснование своих требований Водопьянов указал, что приказ был издан с нарушением ст.

41-7 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, согласно которой прокуроры субъектов Российской Федерации имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должности.

Он же был назначен на должность прокурора района приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Какое решение должен принять районный суд по данному заявлению? Имел ли право в данной ситуации прокурор области накладывать на Водопьянова дисциплинарное взыскание? Назовите виды дисциплинарных взысканий накладываемых на работников органов прокуратуры?

№ 4.Генеральным директором ООО «Ласточка» Волковым был расторгнут трудовой договор с менеджером данной организации Сидоровым в связи с неоднократным неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Кроме того Сидоров в течение года уже имел одно дисциплинарное взыскание.

Не согласившись с данным решением Сидоров, обратился к своему школьному товарищу Феклистову, работающему в должности старшего помощника прокурора Борской области, с просьбой о содействии в восстановлении Сидорова на работе в прежней должности.

Оцените ситуацию. Какое решение должен принять старший помощник прокурора Борской области Феклистов отношении просьбы своего школьного товарища? Измениться ли ситуация, если Феклистов и Сидоров не были школьными товарищами?

№ 5.Юрист 1- го класса Уткин, являясь помощником прокурора Орского района Борской области, обратился к прокурору Борской области государственному советнику юстиции 3 класса Филиппову с ходатайством о присвоении ему классного чина – младший советник юстиции. В классном чине юриста 1 –го класса Уткин прибывал уже более четырёх лет.

Какое решение должен принять прокурор Борской области по ходатайству юриста 1 –го класса Уткина? Какие классные чины, и, в каком порядке присваиваются работникам органов прокуратуры?

№ 6.Гражданин Локтев, проживающий в г. Москве, окончил юридический факультет, одного из столичных Вузов, имеющих государственную аккредитацию, и, обратился к прокурору межмуниципальной прокуратуры г.

Москвы, расположенной по месту, где проживает Локтев, с заявлением о приёме его на службу в органы прокуратуры.

Все материалы личного дела Локтева попали заместителю межмуниципального прокурора советнику юстиции Понамарёву, который отказал Локтеву в приеме на службу в органы прокуратуры, сославшись на то, что у Локтева имеется два гражданства; одно из которых гражданство РФ, а другое гражданство Украины. Статья же 40. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, свидетельствует, что у кандидата на должность прокурора и следователя должно быть только гражданство РФ.

Является ли наличие двойного гражданства, одно из которых гражданство РФ, основанием для отказа в приёме на службу в органы прокуратуры гражданина Локтева? Имел ли право заместитель межмуниципального прокурора г.

Москвы советник юстиции Пономарёв отказать в приёме на службу в органы прокуратуры гражданину Локтеву? Кто имеет право из должностных лиц органов прокуратуры решать вопросы, связанные с приёмом в органы прокуратуры? Какие требования, предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров?

№ 7.Прокурор Ленинского района Борской области старший советник юстиции Цоколов, вынес протест на незаконное, по его мнению, постановление, принятое законодательным собранием района.

Данный протест был направлен на имя председателя законодательного собрания района, с просьбой об отмене незаконного постановления.

Председатель законодательного собрания района Бубликов, посчитал, что прокурор района не имеет права указывать законодательному собранию района, и, проигнорировал протест прокурора.

Какое решение должен принять прокурор в данной ситуации? Обязательно ли должен исполнить протест прокурора председатель законодательного собрания района о собрании депутатов района и отмене незаконного постановления? Подлежит ли какой либо юридической ответственности председатель законодательного собрания района в данной ситуации? Если да, то какой?

№ 8. При рассмотрении районным судом трудового спора по заявлению работника Тёркина к ООО «Лепесток» о восстановлении его на работе, присутствовал помощник прокурора района юрист 1 го класса Евсеев.

Представитель по доверенности ООО «Ласточка» гражданин Рогов во время судебного разбирательства стал громко разговаривать, выражаться нецензурно, проявляя тем самым своё недовольство ходом судебного разбирательства.

Помощник прокурора района юрист 1 го класса Евсеев наложил на Рогова штраф в размере 1000 рублей за нарушение порядка в судебном заседании.

Имел ли право помощник прокурора района юрист 1 го класса Евсеев налагать штраф на Рогова за нарушение порядка в судебном заседании?

Тестовые задания.

1. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности посредством:

Ответ 1 участия в подготовке и обсуждении законопроектов;

Ответ 2 реализации права законодательной инициативы;

Ответ 3 участия в принятии законов;

Ответ 4 прокуратура не участвует в правотворческой деятельности.

2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком

Ответ 1. на 5 лет;

Ответ 2 на шесть лет;

Ответ 3 бессрочно;

Ответ 4 на три года.

3. Прокурор района назначается на должность

Ответ 1 Генеральным прокурором РФ;

Ответ 2 прокурором субъекта РФ;

Ответ 3 председателем областного суда;

Ответ 4 первым заместителем Генерального прокурора.

4. Осуществляет ли прокуратура надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций?

Ответ 1 нет;

Ответ 2 да;

Ответ 3 да, только в случае получения информации о нарушении указанными субъектами прав и свобод граждан;

Ответ 4 нет, за исключением нарушений законодательства в сфере предпринимательства и при нарушении прав и свобод граждан.

5. Допускается ли создание в прокуратуре общественного объединения, преследующего политические цели?

Ответ 1 да, если деятельность общественного объединения не направлена на изменение конституционных основ Российской Федерации;

Ответ 2 нет;

Ответ 3 да;

Ответ 4 допускается, если в состав объединения входят работники, не являющиеся прокурорами или следователями.

6. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность

Ответ 1 Генеральным прокурором;

Ответ 2 Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ;

Ответ 3 Генеральным прокурором по согласованию с Советом Федерации РФ;

Ответ 4 Президентом РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

7. Вправе ли прокурорские работники быть членами общественных объединений, преследующих политические цели?

Ответ 1 вправе, если объединение официально зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ;

Ответ 2 да, если деятельность объединения разрешена Генеральным прокурором;

Ответ 3 нет, за исключением случаев, когда деятельность общественных объединений не преследует коммерческие цели;

Ответ 4 не вправе.

8. Какой орган вправе образовывать и реорганизовывать органы и учреждения прокуратуры?

Ответ 1 Государственная Дума;

Ответ 2 Генеральный прокурор по согласованию с Президентом РФ;

Ответ 3 Генеральный прокурор;

Ответ 4 Совет Федерации.

9. Коллегии в органах прокуратуры являются

Ответ 1 Руководящим органом;

Ответ 2 Совещательным органом;

Ответ 3 Научно-консультативными органами;

Ответ 4 аттестационными органами.

10. Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур на основании законодательства субъектов РФ?

Ответ 1 да, по согласованию с Генеральным прокурором РФ;

Ответ 2 нет, за исключением создания органов военной прокуратуры уровня «гарнизон», «флотилия»;

Ответ 3 нет;

Ответ 4 да, по согласованию с Советом Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет прокуратура РФ?

2. Какие Вы знаете принципы организации прокуратуры в РФ?

3. Какова система органов прокуратуры в РФ?

4. Охарактеризуйте Генеральную прокуратуру РФ?

5. Каков статус Генерального прокурора РФ?

6. Какие требования предъявляются к работникам прокуратуры?

7. Какие направления деятельности прокуратуры Вы знаете?

8. В чём состоит сущность прокурорского надзора?

9. Какие Вы знаете средства прокурорского надзора?

10. Каковы основные этапы развития прокуратуры в РФ?

Источник: https://studopedia.su/16_71935_zadachi.html

​​Закон о прокуратуре РФ

Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур

01.06.2019

Многие законодательные акты сейчас претерпевают некоторые изменения. Это делается для того, чтобы оптимизировать их под существующие реалии. Правки коснулись закона, регламентирующего деятельность прокуратуры: были добавлены новые полномочия, а некоторые требования утратили силу.

Основные положения и содержание закона

Сама система контроля за соблюдением законности также нуждается в строгой регламентации и инспектировании. Именно с этой целью и был подготовлен ФЗ № 2202-1.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Прокуратура РФ: определение понятия

Законы, установленные государством, подлежат неукоснительному выполнению. Следить за этим — обязанность прокуратуры. Это не отдельное подразделение, а целая система государственных органов.

Прокурорские полномочия, устройство и регламент работы этих органов предопределяются федеральным законом «О прокуратуре». В России существует несколько «подвидов» госслужбы в этой структуре:

  • федеральная военная;
  • гражданская;
  • правоохранительная.

Важные статьи Федерального закона № 2202-1

Наиболее пристального внимания заслуживают:

  1. Статья 21 — обозначает права человека (конституционные и международные) как предмет контроля. Здесь же указывается и предельный срок прокурорской проверки — он не может превышать одного месяца (30 календарных дней);
  2. В статье 22 полностью раскрыты полномочия прокурора: право вести допросы гражданских и юридических лиц, требовать предъявления любой документации, возможность беспрепятственно посещать любые учреждения и их служебные помещения, и прочее;
  3. Статья 35 детально поясняет полномочия прокуроров во время проведения судебных разбирательств;
  4. Статья 40 содержит описание регламента службы в этой структуре и важные ссылки на ТК РФ, а также устанавливает принадлежность сотрудников организации к государственным служащим.

То есть ФЗ 2202-1 упорядочивает юридические и социальные права граждан, возникающие в процессе выполнения прокурорами своих задач.

Текст закона

ФЗ № 2202-1 действует в РФ с 1992 года. Он состоит из семи разделов, в которых содержится в общей сложности 54 статьи:

  • общие положения (статьи 1-10);
  • устройство системы и организация ведомства (11-20);
  • выполнение надзорной функции (21-34);
  • участие в судебных процессах (35-39);
  • специфика службы (40-45);
  • о военной прокуратуре (46-50);
  • другие вопросы, касающиеся деятельности (51-54).

В разделе приложений рассматриваются нюансы начисления денежного поощрения сотрудникам.

Основные функции прокуратуры РФ

Вся прокурорская деятельность подразумевает выполнение определенных функций. цель — осуществление надзора. Выделяется несколько направлений:

  • проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
  • инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
  • проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
  • контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.

Читать так же:  ​​Бесплатные курсы для беременных

Другие обязанности:

  • осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
  • содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
  • взаимодействие с правоохранительными органами других государств.

Система органов прокуратуры

В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:

  • Генпрокуратура РФ;
  • департаменты субъектов (городские, районные, областные);
  • организации образовательного и научного характера;
  • военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
  • следственный комитет, включая специализированные направления.

Принципы работы

Сотрудники этого надзорного органа при выполнении своих служебных обязанностей должны руководствоваться определенными правилами. Основные принципы:

  • соблюдение законности;
  • централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
  • независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
  • единство всех органов прокуратуры.

Иные функции

Одна из них — вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры и постановления судей. Прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав и интересов частных лиц, субъектов РФ, организаций и прочих (статья 45 ГПК РФ).

Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ «Участие в деле прокурора»

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

Сотрудники этого ведомства не могут занимать какие-либо должности в других правовых учреждениях. Но им доступна такая деятельность по совместительству:

  • творческая;
  • научная;
  • педагогическая.

Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.

Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.

Функции Генеральной прокуратуры

Генпрокуратура выполняет учредительные функции относительно подведомственных ей организаций. Что входит в полномочия:

  • управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
  • решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
  • разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
  • принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
  • выпуск специальных изданий.

Обязанности

К таким относятся рассмотрение жалоб и обращений, поступающих от гражданских и юридических лиц, и содержащих сведения о нарушении закона, а также участие в судебных процессах. При этом представители прокуратуры всегда выступают на стороне обвинения.

Читать так же:  Федеральный закон об автомобильных дорогах

Все виды обращений должны направляться в письменном виде. Срок рассмотрения обращений установлен законом. По истечении его заявитель получит отчет о результатах проведенной проверки.

В обязанности этого надзорного органа входит осуществление мер пресечения возможных нарушений, а также проведение экспертиз с целью обнаружения коррупционных факторов.

Последние изменения в законе

Новые поправки затронули порядок и сроки проведения прокурорских проверок. Также в крайней редакции были учтены изменения, связанные с преобразованием внутренних войск МВД в Росгвардию. Упоминание об этом подразделении есть в статье 44 (пункт 2) и 49 (пункт 1,2).

В статье 41.4 — было добавлено уточнение, касающееся основного отпуска сотрудников прокуратуры: если служащий в этот период проходил оздоровительное санаторное лечение, то ему (и членам его семьи) будут возмещены затраты на трансфер к месту отдыха и обратно.

Статья 44, пункт 3 — предусматривает льготы по оплате авиабилетов, железнодорожных билетов. Правда, воспользоваться этим правом сотрудник сможет только один раз в год.

Часть статей в законе были признаны утратившими силу: 13 (в разделе 2), 20.1, 31.

На самом деле нет ничего экстраординарного в том, что нормативные акты периодически попадают под внесение поправок. Ведь действующие законы нужно «примирить» с изменяющейся структурой ведомств, имеющих непосредственную связь между собой. К тому же подобные операции позволяют устранить некоторые возможные противоречия, содержащиеся в предыдущих версиях документа.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-prokurature-rf-sut.html

Требование прокурора

Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур

Каждый гражданин Российской Федерации обладает определенными правами и свободами, прописанными в Конституции. Однако нередко данные права нарушаются на самых разных уровнях.

Если россиянин столкнулся с нарушениями закона в работе государственных структур, организаций, должностных лиц, он имеет право обратиться в главный надзорный орган России – прокуратуру, деятельность которой регулируется Федеральным законом №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 года.

Что такое прокуратура?

Прокуратура в Российской Федерации включает в себя единую совокупность органов, главная задача которых состоит в том, чтобы от имени государства обеспечить соблюдение действующего законодательства, прав и свобод граждан, прописанных в Конституции.

Также прокуратура обязана обеспечивать законность и равенство, оберегать интересы государства и граждан.

В систему прокуратуры входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • городские, районные и иные территориальные отделы в регионах;
  • учебные и научные организации, осуществляющие подготовку прокуроров;
  • военная прокуратура;
  • узкоспециализированные отделы (например, транспортная, природоохранная прокуратура и т.д.);
  • собственные печатные издания.

Генпрокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, назначаемый на 5 лет Советом Федерации по представлению Президента страны.

ВАЖНО! Прокуратура является самостоятельным органом, не относящимся ни к одной из существующих отраслей власти и ведущая свою деятельность вне зависимости от них.

Основные функции прокуратуры

Действуя от лица государства, прокуратура выполняет свои основные функции, к числу которых относятся:

  • контроль соблюдения законодательных норм;
  • надзор за действием федеральных ведомств и министерств, исполнительных, законодательных, контрольных органов, а также органов военного и самоуправления;
  • контроль соблюдения гражданских прав на территории страны;
  • надзор за деятельностью органов, осуществляющих розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание;
  • контроль соблюдения законов административными учреждениями и органами исполнения наказаний;
  • разбор судебных постановлений, противоречащих закону;
  • работа с письменными обращениями граждан, информирующими о фактах нарушения российского законодательства;
  • уголовное преследование преступников, нарушивших закон;
  • содействие в работе по подготовке международных договоров и иных правовых актов;
  • контроль и организация работы органов, ответственных за борьбу с преступностью.

ВАЖНО! Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность, не заменяя при этом иные государственные органы. Проверка исполнения законов производится исключительно на основании заявлений, поступивших от граждан и требующих участия прокурора.

Любое требование прокурора, предъявленное на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ», подлежит обязательному исполнению в установленный для этого срок. В ходе проверки по требованию сотрудника прокуратуры организации и органы власти обязаны предоставить все документы, необходимые для осуществления надзора.

При этом прокурор не может требовать:

  • предъявления документов и материалов, не относящихся к предмету проведения прокурорской проверки;
  • предоставления информации, материалов и документов, переданных в прокуратуру во время ранее проведенной проверки или опубликованной в официальных средствах массовой информации (либо на официальном сайте организации или органа).

ВАЖНО! Уклонение от исполнения требований прокурора ведет к административной ответственности на основании статьи 17.7 КоАП РФ.

Полномочия

В полномочия прокурора входит комплекс возможностей и обязанностей, применяемых в процессе осуществления прокурорского надзора. Полный перечень полномочий описывает статья №22 ФЗ №2202-1, согласно которой все обязанности прокурора можно разделить на три основных группы:

  • выявление преступлений против закона и причин, способствовавших их совершению;
  • устранение нарушений законодательства;
  • предупреждение и профилактика противозаконных действий.

При осуществлении возложенных на него полномочий, прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории, принадлежащие поднадзорным органам;
  • получать доступ к материалам, необходимых для осуществления надзора (в том числе и к документам, содержащим государственную тайну или имеющим пометку «секретно» – при наличии специального доступа);
  • вызывать граждан и должностных лиц для проведения разъяснений о нарушении законодательных норм;
  • возбуждать производство об административном правонарушении и привлечь к ответственности лица, преступившие закон;
  • освобождать от ответственности лиц, незаконно подвергнутых задержанию по решению несудебных органов;
  • в судебном порядке опротестовывать акты, противоречащие закону;
  • вносить представления об устранении законодательных нарушений.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры и подразумевает предупреждение, пресечение и профилактику преступлений против закона, а также привлечение к ответственности и восстановление законных прав и свобод.

https://www.youtube.com/watch?v=nafQghtdVhI

Федеральный закон №2202-1 «О прокуратуре» предусматривает следующие виды прокурорского надзора:

  • 1. за соблюдением законодательных норм органами власти (министерствами, ведомствами и т.д.);
  • 2. за соблюдением норм закона со стороны органов предварительного следствия и дознания;
  • 3. за соблюдением гражданских прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ;
  • 4. за соблюдением норм работы судебных приставов;
  • 5. за соблюдением порядка работы органов, исполняющих наказание на основании судебного решения.

Прокурорский надзор является самостоятельным видом деятельности и осуществляется от имени Российской Федерации.

Акт прокурорского реагирования

Полномочия прокуратуры не распространяются на самостоятельное устранение выявленных нарушений законодательства. Также прокурор не имеет право применять какие-либо меры по отношению к лицам, преступившим закон.

Однако оставить без внимания выявленное нарушение сотрудник прокуратуры не имеет права. Он должен обратиться в соответствующие органы или к должностным лицам, обладающим определенными полномочиями.

Такое обращение оформляется с помощью акта прокурорского реагирования.

ВАЖНО! Акт прокурорского надзора является официальным документом, направляемым прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица. Документ содержит в себе информацию о выявленных законодательных нарушениях и предписания по их устранению.

Возможные виды прокурорского реагирования перечислены в статьях 23-25 ФЗ «О прокуратуре». К подобным документам относятся:

  • представление (составляется при нарушении прав и свобод гражданина и человека и отправляется в орган или должностному лицу для последующего устранения нарушений);
  • постановление (связано с нарушениями законодательства, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
  • протест (составляется в отношении правовых документов, противоречащих закону, с требованием их исправления или отмены);
  • предостережение о недопустимости противозаконных действий (адресуется руководителям общественных организаций или должностным лицам, планируемая деятельность которых может быть связана с нарушением закона).

Еще одну разновидность актов прокурорского реагирования предусматривает Федеральный закон №171-ФЗ от 17 июля 2009 года.

Согласно данному документу, прокурор имеет право направить требование об изменении нормативного правового акта, если в нем присутствуют коррупционные намерения.

Требование может быть направлено в орган, организацию или должностному лицу, издавшему документ. Также прокурор имеет право обратиться в судебную инстанцию.

Требования и нормы прокурорской проверки

Нормы и правила проведения прокурорской проверки регламентируются Федеральным законом №294-ФЗ, принятым 26 декабря 2008 года. Данный документ предусматривает два вида проверок:

  • плановая (с периодичностью не более одного раза в три года);
  • внеплановая (при поступлении в прокуратуру информации из СМИ о допущенных фактах нанесения вреда жизни и здоровью людей, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).

ВАЖНО! Сводный план проведения плановых проверок ежегодно формируется Генпрокуратурой и публикуется на официальном сайте.

О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы. При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 дней. Однако по решению прокурора он может быть продлен один раз и не более чем на 20 рабочих дней. Акт проверки предоставляется руководителю организации или органа в десятидневный срок.

Во время проведения проверки прокурор имеет право:

  • после предъявления удостоверения беспрепятственно перемещаться по всей территории организации;
  • требовать предъявления документов, относящихся к предмету проверки;
  • проводить беседы с ответственными лицами и специалистами на предмет проводимой проверки;
  • вызывать нужных лиц для предоставления объяснений.

ВАЖНО! Препятствие прокурору во время проведения проверки может стать причиной для уголовного преследования.

Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти.

Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/trebovanie-prokurora-5cec268e7b478b00b277e1d8

Федеральный закон

Предусматривает ли закон возможность создания прокуратур

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г.

N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения – в нарушение требования формальной определенности закона – не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г.

N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г.

признаны не соответствующими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона – в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г.

N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 540-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”. Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.

Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г

Источник: https://base.garant.ru/10164358/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.