Понятие подведомственности гражданских дел

Подведомственность дел

Понятие подведомственности гражданских дел

В процессуальном правке встречается термин “подведомственность дел”, часто без расшифровки. Так что это такое? И для чего эта информация гражданину, который не имеет отношение к юриспруденции?

С помощью подведомственности заинтересованное в защите прав лицо определяет уполномоченный на рассмотрение его спора орган. Перед подачей искового заявления, да и в целом до обращения в суд или с жалобой в государственный орган, нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов и иных организаций разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, защита трудовых прав может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Или в суд общей юрисдикции.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная – заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная – полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная – полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной защиты. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда. Принятие решения иным органом исключено. Например, о восстановлении на работе, о признании членом семьи нанимателя.
  • альтернативная, когда дело рассмотрит по существу один из органов по выбору заявителя. Например, суд либо Государственная инспекция труда. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. Когда заинтересованное лицо сначала обращается в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда закон предусматривает строгий порядок разрешения спора. А именно соблюдение досудебного порядка. И если заинтересованное лицо нарушит такой порядок и обратится сразу в суд, то последует возвращение иска.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении правил подведомственности, суд вернет иск. А если все-же примет его к производству, дело суд направит по подведомственности сам. Но это всегда означает увеличение общего срока рассмотрения спора. Что не всегда хорошо.

Следует заметить, при предъявлении в суд иска, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, только если разделение требований недопустимо иск рассмотрит суд общей юрисдикции.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия судов одной системы по рассмотрению спора. Например, в системе судов общей юрисдикции – мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд.

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тех дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассмотрят споры:

  • сторонами которых выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений. Они не связаны предпринимательской деятельностью и не имеют такого статуса;
  • о выдаче судебного приказа;
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • об исполнении решений иностранных судов.

В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью:

  • по-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
  • во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью.

Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи), то иск он подаст в суд общей юрисдикции.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели.

Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел административного производства, их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-del/

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности – Гражданское процессуальное право | ЮРКОМ 74

Понятие подведомственности гражданских дел

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Институт судебной подведомственности – совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-podvedomstvennosti-grazhdanskich-del-i-ego-zakonodatelnoe-zakreplenie-vidi-podvedomstvennosti

23. Подведомственность гражданских дел: понятие, виды

Понятие подведомственности гражданских дел

Подведомственность— это свойство дел, в силу которого ихрассмотрение и разрешение отнесенозако­ном к ведению определенногоюрисдикционного органа.

Защитунарушенных или оспоренных гражданскихправ в соответствии с подведомственностьюдел, установ­ленной процессуальнымзаконодательством, осу­ществляют(ст.11 ГКРФ):

    • суд;

    • арбитражный суд;

    • третейский суд.

Применительнок судам под подведомственностьюпонимаются гражданскиедела, которые эти суды правомочнырассматривать и разрешать по существу.

Всоответствии со ст.22 ГПКРФ судамподведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, поспорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдаетсясудебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;

    • дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Всеисковые и неисковые дела рассматриваютсясудами общей юрисдикции при условии,что они не относятся к категорииэко­номических споров и другихдел, отнесенных законов к ведениюарбитражных судов (ст.22 ГПКРФ).

Приобращении в суд с заявлением, содержащимнесколько связанных между собойтребований, из которых одни подведомственнысуду общей юрисдикции, другие – арбитражномусуду, если разделение требованийневозможно, дело подлежит рассмотрениюи разрешению в суде общей юрисдикции.

Вслучае, если возможно разделениетребований, судья выносит определениео принятии требований, подведомственныхсуду общей юрисдикции, и об отказе впринятии требований, подведомственныхарбитражному суду.

Исключительнаяподведомственность

Абсолютноебольшинство споров, вытекающих изгражданских, семейных, жилищных,экологических, других правоотношений,рассматривается непосредственнотолько судом и не может разрешатьсяпо существу другими органами.

Исключительнаяподве­домственность означает, чтодля разрешения спора судом не требуетсяобязательного досудебного порядкаобращения в какие-либо иные органы. Кисключительной подведомственностиотносятся споры о признании авторствана художественное произве­дение, овосстановлении на работе, о признаниидоговора передачи квартиры всобственность гражданамнедействительными т.д.

Альтернативнаяподведомственность

Спорправового характера может быть по законуразрешен не только судом, но и другимнесудебным органом (в административномпорядке, нотариаль­ном порядке,третейским судом).

Обращение к той илииной форме защиты права зависит отусмотрения истца, заявителя, другогозаинтересованного лица или определяетсясоглашением сторон, выраженным как вотдельном документе, так и в текстегражданско-правового договора (контракте).

Разновидностьюальтернативной подведомственностиявляется передача споров третейскимсудам. Для передачи спора третей­скомусуду требуется волеизъявление не однойстороны, а двух сторон и заключениесоглашения о передаче спора третейскомусуду в определенной форме.

Условнаяподведомственность

Данныйвид подведомственности означает, чтодля определенной категории споров илииных право­вых вопросовсоблюдение предварительноговнесудебного порядка их рассмотрениявыступает в качестве необходимогоусловия их подведомственности суду.Для условной подведомственностиха­рактерно, чтобы требование до судаобязательно было предметом рассмотренияи разрешения другого органа.

Так, индивидуальныетрудовые споры рассматриваютсякомиссиями по трудовым спорам и судами,и т.д.

Подведомственностьдел, определяемая по связи исковыхтре­бований

Приобъединении нескольких связанных междусобой требований, из которых одниподведомственны суду, а другие —арбитражному суду, все требованияподлежат рассмотрению в суде общейюрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективноесоединение требований возможно приналичии общности их оснований.

Вст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющеерешить вопросы подведомственностисвязанных между собой исковыхтребований,когда их разъединение возможно. В этойстатье Ко­декса РФ закреплен приоритетподведомственности судов общейюрисдикции.

Есливозможно разделение требований, судьявыносит опреде­ление о принятиитребований, подведомственных суду общейюрисдикции, и об отказе в принятиитребований, подведомствен­ныхарбитражному суду.

24.Подведомственность гражданских дел:критерии, правила определения.

1.Гражданские дела весьма разнообразны.В законе и иных нормативных актахневозможно дать исчерпывающий переченьподведомственных суду гражданских дел.Поэтому в ГПК закреплены общие правилаподведомственности суду гражданскихдел и отдельные исключения из этихправил.

Общиеправила подведомственности гражданскихдел – это закрепленные в нормах правакритерии (признаки), с помощью которыхопределяется подведомственность делсудам и иным юрисдикционным органам.

Общиеправила подведомственности судугражданских дел закреплены в ч. I ст. 37ГПК. К ним относятся:

а)наличие спора о праве:

б)характер правоотношения, из котороговытекает заявленное требование:

в)субъектный состав спорного правоотношения.

Судамобшей юрисдикции, как правило,подведомственны дела по спорам о праве.Дела, в которых нет спора о праве, какправило, разрешаются в административномпорядке и судам неподведомственны.

Например, при отсутствии спора о правенотариус может выдать свидетельство оправе собственности на долю в общейсовместной собственности супругов.

Лишь в случаях, прямо предусмотренныхзаконом, дела бесспорного характерамогут быть предметом судебногоразбирательства.

Вгражданском судопроизводстве спор оправе используется в качестве критерияразграничения дел искового производстваи иных видов производств.

Пообщему правилу к ведению судов общейюрисдикции отнесены споры, возникающиеиз гражданских, семейных, трудовых,жилищных, земельных и других правоотношений.Вместе с тем ряд дел. возникающих изуказанных выше правоотношений, в случаях,предусмотренных актами законодательства,разрешаются иными юрисдикционнымиорганами.

Судыобщей юрисдикции рассматриваютгражданские дела, в которых хотя быодной из сторон в споре являетсягражданин. В порядке исключения вслучаях, установленных ГПК и другиминормативными актами, к ведению этихсудов отнесены дела по спорам, возникающиммежду юридическими лицами (например,споры о прекращении деятельностиполитических партий, религиозныхорганизаций и т.д.).

Судыобшей юрисдикции рассматривают дела,в которых участвуют иностранные граждане,лица без гражданства, иностранныеюридические лица (ст. 541 ГПК).

Такимобразом, наличие спора о праве, характери субъектный состав спорного правоотношения- основные критерии (признаки), с помощьюкоторых определяется подведомственностьсуда дел в гражданском процессе.

Из этихправил установлены некоторые исключения.Отдельные категории дел, которые всоответствии с общими правилами должныбыли бы рассматриваться судом, отнесенык ведению других юрисдикционных органов.

Вкачестве критериев отнесения отдельныхкатегорий юридических дел к ведениюопределенных органов можно выделить:-во-первых, характер спорного правоотношения(имея в виду его содержание – связано лионо с предпринимательской и инойэкономической деятельностью или нет);-во-вторых, субъектный состав (составучастников спора);-в-третьих, спорность либо бесспорностьправа;-в-четвертых, наличие договора междусторонами спора;-в-пятых, характер правового акта (носитли он нормативный или ненормативныйхарактер);-в-шестых, орган, которым принят нормативныйакт (имея в виду всю иерархию иструктуруоргановгосударственной власти и органовместного самоуправления).Могутиспользоваться в законодательстве ииные критерии разграниченияподведомственности.

Источник: https://studfile.net/preview/5638933/page:14/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.