Подведомственность дел неискового производства

Подведомственность суду исковых дел. Подведомственность суду дел неискового производства

Подведомственность дел неискового производства

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов гос власти, МСУ, должностных лиц, иностр.

лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

1) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

2) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

3) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);

5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел судам общей юрисдикции остановимся на семейных и трудовых спорах.

Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным СК. Согласно ст.

8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, – государственными органами или органами опеки и попечительства.

Так, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. 21 – 23 СК, в судебном порядке.

Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса.

Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 ГПК с учетом особенностей, установленных ТК. Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора.

Так, в соответствии со ст.

391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение ука­занных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:

— по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан РФ на участие в референдуме;

— по заявлениям гражданам, организаций и прокурора об оспаривании НПА полностью или в части;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов гос. власти, органов МСУ, должностных лиц, гос. и муниц. служащих;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда (ст. 245 ГПК).

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходим механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить, в связи с чем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

ГПК устанавливает перечень подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении не­совершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическую организацию и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-88249.html

30. Подведомственность неисковых дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел неискового производства

Неисковыедела характеризуются тем, что не связанысо спорами о праве. Такие дела разбираютсяв порядке производства по административнымделам и особого производства.

Действующеезаконодательство позволяет к производству,возникающему из административных(управленческих) правоотношений, отнести:1) жалобы о защите избирательных правграждан и общественных объединений,участвующих в выборах и референдумах(жалобы на неправильности в спискахизбирателей); 2) дела о принудительнойгоспитализации гражданина в психиатрическийстационар; заявления о принудительномпсихиатрическом освидетельствованиигражданина; заявления о принудительнойгоспитализации гражданина в психиатрическийстационар; заявления о продлении срокагоспитализации гражданина; 3) дела обоспаривании гражданами, объединениямиграждан и прокурорами законностинормативных актов, касающихсянеопределенного числа граждан. Коспариваемым актам следует относить:а) собственно нормативные акты; б) актыобщественных объединений, имеющиеобязательное значение для их членов(уставы, постановления и т.п.); в) локальныенормативные акты, действующие в конкретныхорганизациях и обязательные как дляорганизаций, так и для работников(уставы, коллективные договоры, должностныеинструкции и др.); г) распорядительныеакты, порождающие юридические последствиядля многих лиц (например, решение остроительстве предприятия, принятое снарушением законодательства изатрагивающее права граждан, проживающихв данной местности; решение о выпускепродукции, которая может причинитьпотребителям ущерб). В порядкеособого производства судам подведомственныдела, в которых нет спора о праве, таккак права заявителя не нарушены и никемне оспариваются, но есть неясные,неопределенные факты с которыми связанареализация прав, поэтому и нужен механизмсудебного доказывания, чтобы достоверноих выяснить и установить. Если прирассмотрении дела в порядке особогопроизводства возникает спор о праве,подведомственный судам, суд обязаноставить заявление без рассмотрения иразъяснить заинтересованным лицам, чтоони могут предъявить свои требованияв виде иска на общих основаниях.

ГПК(ст.

262) устанавливает переченьподведомственных судам и рассматриваемыхв порядке особого производства дел:обустановлении фактов, имеющих юридическоезначение;о признании гражданина безвестноотсутствующим или объявлении гражданинаумершим;о признании гражданина ограниченнодееспособным и недееспособным;о признанииимущества бесхозяйным;об установлениинеправильности записей в книгах актовгражданского состояния;по жалобам нанотариальные действия или отказ в ихсовершении;о восстановлении прав поутраченным документам на предъявителя(вызывное производство).и др.

31. Подсудность гражданских дел: понятие, виды. Соглашение о Подсудности

П –гражданско-правовой институт, нормыкоторого регулируют разграничениекомпетенции между конкретными судамисудебной системы.

Такимобразом, правила П определяют компетенциюконкретных судов общей юрисдикции порассмотрению и разрешению гражданскихдел по первой инстанции.

Принимаяисковое заявление и определяя, чтогражданское дело подведомственно судамобщей юрисдикции, судья должен решить,какому из судов судебной системы оноподсудно.

Выделяютследующие виды П.

1.  Родовая(предметная) П –определяет компетенцию судов различныхзвеньев судебной системы (различныхуровней) в качестве судов первойинстанции.

Все подведомственные судамобщей юрисдикции гражданские делараспределены между судами различныхзвеньев (уровней) судебной системы РФ.Одни гражданские дела отнесены закономк ведению мировых судов, другие –районных (городских) и т. д.

Критериемотнесения конкретных гражданских делк ведению судов того или иного уровняявляются характер (род) дела, предмет исубъектный состав спора.

2.  ТерриториальнаяП –определяет пространственную компетенциюодноуровневых судов судебной системы.После того как выяснено, суду какогозвена (уровня) судебной системы подсудноконкретное гражданское дело, необходимоопределить, какому из однородных судовоно подсудно по территории, т. е.определить пространственную компетенциюодноуровневых судов, или территориальнуюП конкретного дела.

Всвою очередь территориальнаяП делитсяна:

1)  альтернативную, илиП по выбору истца – предусмотрена дляряда категорий гражданских дел, разрешениекоторых законом отнесено к компетенциидвух или более судов одного уровня.Право выбора между несколькими судами,которым подсудно конкретное дело, законпредоставляет истцу;

2)  исключительную –сущность заключается в том, что длянекоторых категорий дел закон точноопределяет, какой суд компетентен ихразрешать;

3)  договорную –стороны по соглашению между собой могутизменить территориальную П для конкретногодела. Недопустимо изменение П судасубъекта СФ, ВС РФ, а также правилисключительной П.

Соглашениесторон об изменении территориальной Пдля конкретного дела возможно до принятияего судом к производству.

Соглашениесторон о П должно быть выражено вписьменной форме. Это может бытьсамостоятельный документ, в которомвыражена воля сторон по поводу выборасуда для разрешения их гражданскогодела. Соглашение о П может быть такжевключено в качестве отдельного пунктав материально-правовой договор (контракт),заключенный между сторонами.

3.  Ппо связи дел –применяется в случае, когда в однопроизводство для совместного рассмотренияи разрешения объединяются несколькосамостоятельных требований.

Источник: https://studfile.net/preview/2044122/page:19/

Судебная подведомственность неисковых дел

Подведомственность дел неискового производства

Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, но есть неясные, неопределенные факты с которыми связана реализация прав, поэтому и нужен механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить.

В порядке особого производства суд рассматривает дела:

– об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

– об усыновлении (удочерении) ребенка;

– о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

– об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

– об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

– о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

– о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

– о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

– по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

– по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Последствия нарушения правил о подведомственности

В зависимости от времени обнаружения данных нарушений и в зависимости от вида подведомственности возможны следующие последствия:

1. П.1 ч.1 ст.134 ГПК – отказ в принятии искового заявления, если нарушение правил подведомственности обнаружено до возбуждения производства по делу;

2. Абз. 2 ст.222 ГПК – прекращение производства по делу, если нарушение правил подведомственности обнаружено после возбуждения производства по делу;

3. Для условной подведомственности (императивной) – п.1 ч.1 ст.

135 ГПК – возвращение искового заявления при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора; если данное нарушение обнаружено до возбуждения производства по делу; абз 2 ст.

222 ГПК – оставление заявления без рассмотрения, если несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора обнаружено после возбуждения производства по делу;

4. Если нарушение правил подведомственности будет обнаружено судом вышестоящей инстанцией, то данное судебное решение подлежит отмене и производство по делу подлежит прекращению или заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Понятие и виды подсудности гражданских дел

Понятие

Подсудность— это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

В ГПК РФ подсудность гражданских дел регламентируется гл. 3.

Виды подсудностив системе судов общей юрисдикции:

– родовая (предметная);

– территориальная.

Родовая подсудность — подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы.

Родовая подсудность определяется

– характером (родом) дела,

– предметом спора,

– иногда субъектным составом материального правоотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

– подсудные мировым судьям,

– подсудные районным судам,

– подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, суду автономной области, судам автономных округов,

– подсудные Верховному Суду Российской Федерации.

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов Федерации и последних — от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

При этом у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения из нижестоящих судов, так как согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Территориальная подсудность гражданских дел. В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория (административная территория), на которой функционирует конкретный суд.

Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело. Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью.

Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

Общее правило территориальной подсудности (общая территориальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации.

В норме заложен принцип интереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды:

общая;

альтернативная (подсудность по выбору истца) — дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;

исключительная — исключает применение других видов территориальной подсудности;

договорная — стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела;

подсудность по связи дел.

В ст. 131 ГПК РФ говорится, что истец обязан в исковом заявлении указать место жительства ответчика. Установление места жительства судом не проводится, за исключением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ).

Не является местом жительства пребывание граждан в следственном изоляторе или в местах отбывания наказания. Иски лицам, отбывающим наказание либо находящимся в следственных изоляторах, предъявляются по последнему известному месту жительства.

Иски к организациям предъявляются по общему правилу по месту нахождения организации. Место нахождения организации определяется местом государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное.

В ст. 29 ГПК РФ установлены случаи определения альтернативной подсудности, т.е. места рассмотрения дела по выбору истца (выбор стороной суда либо по месту жительства, нахождения истца, либо ответчика).

Исключительная подсудность по определенным категориям гражданских дел, указанным в законе (ст. 30 ГПК РФ), точно предопределяет в законе выбор суда. Предъявление исков по перечисленным в законе делам в другие суды, кроме указанных, исключается.

Договорная подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе сами определить суд, которому подсудно дело.

Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности: общую (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативную (ст. 29 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон. Эти виды подсудности имеют определяемый законом регламент.

Подсудность нескольких связанных между собой дел имеет место в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ).

Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рассмотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам. Все заявляемые требования в этом случае вытекают из одного правового основания.

Например, иск может быть предъявлен к лицам, совместно причинившим вред (ст. 1080 ГК РФ). Автор произведения, открытия может предъявить иск к другим авторам, соавторам.

Согласно правилам подсудности по связи дел истцу принадлежит право предъявления иска в суд по месту жительства одного из ответчиков либо нескольких ответчиков. Право выбора суда в связи исковых требований принадлежит истцу.

Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда либо по месту жительства, нахождения истца, либо ответчика. При подсудности по связи дел выбор суда происходит только по признаку места жительства нахождения ответчика (ответчиков).

Соглашение о договорной подсудности заключается в случае, если стороны хотят выбрать конкретный суд, который будет рассматривать конкретный материально-правовой спор между ними.

Возможность изменить территориальную подсудность гражданского дела предусмотрена статьей 32 ГПК РФ.

Для закрепления распорядительных действий сторон можно сделать соответствующую оговорку в тексте договора или составить отдельный текст соглашения о подсудности.

Соглашение можно составить как на стадии вступления сторон в какие-то правоотношения (заключение брака, подписание договора, приобретение жилья), так и непосредственно перед обращением в суд при наличии уже возникшего спора.

В соглашении о подсудности необходимо указать материально-правовые требования, по которым стороны договорились установить договорную подсудность и полное наименование суда, которому будет подсуден этот спор.

Материально-правовые требования должны быть связаны с возникшими правоотношениями сторон в результате сделки, закона или иного нормативно-правового акта.

Например, при решении вопросов о разделе имуществе супругов, при заключении договора займа или купли-продажи.

Полное наименование суда должно соответствовать его официальному названию.

Соглашение о подсудности необходимо подавать в суд одновременно с исковым заявлением. Судья, решая вопрос о принятии искового заявления, проверяет подсудность заявленного спора соответствующему суду.

При отсутствии соглашения суд вернет исковое заявление (ст. 135 ГПК РФ), что, однако, не препятствует его повторной подаче, в том числе в тот же суд при наличии надлежащего соглашения о подсудности.

Источник: https://cyberpedia.su/6x833c.html

Гражданский процесс России

Подведомственность дел неискового производства

Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из административных (управленческих) правоотношений, отнести:

1) жалобы о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах и референдумах (жалобы на неправильности в списках избирателей);

2) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина;

3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан.

К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.

); в) локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.

); г) распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности; решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб).

Вместе с тем, оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, а также оспаривание решений и действий (бездействия) органов самоуправления, государственного управления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве.

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, но есть неясные, неопределенные факты с которыми связана реализация прав, поэтому и нужен механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить. В связи с этим Н.Б. Зейдер, Д.М. Чечот справедливо указывают на то, что в особом судопроизводстве охраняются юридические значимые интересы, но не защищаются субъективные права.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд обязан оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они могут предъявить свои требования в виде иска на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Охрана интересов граждан осуществляется путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 245) устанавливает перечень подведомственных судам и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;
  3. о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;
  4. о признании имущества бесхозяйным;
  5. об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;
  6. по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
  7. о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

Так определял состав дел особого производства процессуальный закон в 1964 г. Позднее этот состав законодательством был расширен.

Семейный кодекс РФ определил, что усыновление (удочерение) детей производится в порядке особого производства (ст. 125).

Расширен перечень юридических фактов, устанавливаемых в судебном порядке: например, применение к конкретному лицу политических репрессий, факт признания отцовства умершим мужчиной.

Подведомственность неисковых дел разнообразна, и здесь вполне уместна классификация видов, разработанная Ю.К. Осиповым.

Подведомственность, согласно его классификации, делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Так, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции. А неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

Множественная подведомственность бывает альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы).

[attention type=yellow]
Так, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы.
[/attention]

Суд же устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 248 ГПК).

Источник: https://isfic.info/graz/prav46.htm

Учебник Гражданский процесс России – Глава: § 3. судебная подведомственность неисковых дел онлайн

Подведомственность дел неискового производства

Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из административных (управленческих) правоотношений, отнести:

1) жалобы о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах и референдумах (жалобы на неправильности в списках избирателей);

2) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина;

3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан.

К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.

); в) локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так идля работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.

); г) распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности; решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб).

Вместе с тем, оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, а также оспаривание решений и действий (бездействия) органов самоуправления, государственного управления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве*.

* Российская юстиция. 1996. № 4.

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, но есть неясные, неопределенные факты с которыми связана реализация прав, поэтому и нужен механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить. В связи с этим Н.Б. Зейдер, Д.М. Чечот справедливо указывают на то, что в особом судопроизводстве охраняются юридические значимые интересы, но не защищаются субъективные права.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд обязан оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они могут предъявить свои требования в виде иска на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Охрана интересов граждан осуществляется путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 245) устанавливает перечень подведомственных судам и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

4) о признании имущества бесхозяйным;

5) об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;

6) по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

7) о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

Так определял состав дел особого производства процессуальный закон в 1964 г. Позднее этот состав законодательством был расширен.

Семейный кодекс РФ определил, что усыновление (удочерение) детей производится в порядке особого производства (ст. 125).

Расширен перечень юридических фактов, устанавливаемых в судебном порядке: например, применение к конкретному лицу политических репрессий, факт признания отцовства умершим мужчиной.

Подведомственность неисковых дел разнообразна, и здесь вполне уместна классификация видов, разработанная Ю.К. Осиповым*.

Подведомственность, согласно его классификации, делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Так, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции. А неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

* См.: Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С.32–51.

Множественная подведомственность бывает альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы).

[attention type=yellow]
Так, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы.
[/attention]

Суд же устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 248 ГПК).

Источник: http://robotlibrary.com/book/36-grazhdanskij-process-rossii/56--3-sudebnaya-podvedomstvennost-neiskovyx-del.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.