Новое в оценке имущества

Новые поправки в Закон об оценке

Новое в оценке имущества

Заканчивая свою работу, Государственная Дума России 6 созыва в очередной раз «приятно» удивила оценочное сообщество, внеся неожиданные поправки в Закон об оценочной деятельности и иные законодательные акты, затрагивающие права профессиональных оценщиков.

По сложившейся странной традиции сразу во втором и третьем чтении 22 июня 2016 г. был принят Законопроект № 985767-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». И если в первом чтении текст закона умещался на 7 страницах, то в принятом виде законопроект содержит уже 50 страниц поправок в различные законы.

В настоящий момент законопроект направлен в Совет Федерации. НП «АРМО» проанализировало самые важные поправки, которые уже в скором времени могут затронуть права и интересы оценочного сообщества.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ СТОИМОСТИ

Законопроект вводит в текст закона об оценочной деятельности понятия ликвидационной и инвестиционной стоимостей.

Под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

Для целей настоящего Федерального закона под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

Напомним, что аналогичные определения уже содержались в текст ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости».

СВЕДЕНИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ОЦЕНЩИКА

Законопроект предлагает, что договор на проведение оценки более не должен содержать сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Закона об оценочной деятельности.

Эти сведения должны обязательно включаться в текст самого отчета об оценке.

ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАНДАРТОВ

Законопроект исключает необходимость обоснования использования стандартов оценки для определения стоимости объекта оценки при проведении оценки.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОЦЕНЩИКЕ

Законопроект предлагает вместо сведений о месте нахождения оценщика указывать в отчете об оценке номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика. Раскрытие остальных данных (ФИО, членство в СРОО и т.д.) осталось неизменным.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Законопроект расширяет вторую часть ст. 12 Закона об оценочной деятельности.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

НОВЫЕ ЛИЦА РОССИЙСКОЙ ОЦЕНКИ

Законопроект предлагает расширить состав членов Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России. Напомним, что именно этот орган участвует в рассмотрении вопросов государственной политики в области оценочной деятельности и рассматривает проекты федеральных стандартов оценки.

Законопроект предлагает дополнить персональный состав совета по одному представителю от Центрального банка Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера акционерного общества и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

При этом законопроект предлагает закрепить норму, что член совета по оценочной деятельности может быть исключен из его состава по решению председателя совета по оценочной деятельности.

В настоящее время председателем совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России является Министр экономического развития Российской Федерации Улюкаев Алексей Валентинович.

ТАИНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Законопроект предлагает расширить полномочия таинственного органа, который будет проводить квалификационный экзамен оценщиков. Напомним, что эта норма была введена Федеральным законом от 02.06.

2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

И в настоящее время нет однозначного понимания, что это будет за орган: является ли он органом исполнительной власти или им может быть любая частная организация.

Законопроект предлагает, что полномочия органа, уполномоченного на проведение квалификационного экзамена, на основании его решения вправе осуществлять подведомственная ему организация.

Что это за организация, и какие критерии к ней будут предъявляться, законопроект не раскрывает.

ПРИВЕТ ОТ ФЕДРЕСУРСА

В течение 2015 г.

НП «АРМО» совместно с Ассоциацией «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» боролись за отмену обязанности оценщиков размещать на платной основе сведения на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических (www.fedresurs.ru). Результатом подобной деятельности стало изменение ст. 8 Закона об оценочной деятельности и отмена поборов с оценщиков.

Однако теперь законопроект вносит изменения в Закон о саморегулируемых организациях, вновь устанавливая обязанность членов СРОО размещать на нем сведения о себе.

Законопроект предлагает, что каждый член СРОО обязан внести сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

НП «АРМО» в настоящий момент анализирует последствия принятия этой нормы. Вопрос об оплате размещения подобных сведений остается открытым.

ПРОЩАЙ, КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА

Законопроект предлагает приостановить действие статей 2412 – 2417 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Напомним, что эти статьи полностью посвящены вопросам организации, проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки, приводимой оценщиками.

При этом законопроект устанавливает, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу закона, подлежат применению статьи 2415 и 2417 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров.

А ГДЕ ВЫ БЫЛИ В 2014 ГОДУ?

Очень интересные и крайне запутанные поправки предлагаются законопроектом в части определения кадастровой стоимости в период с 2017 по 2020 годы.

Законопроект предлагает установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:

1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;

2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после  1 января  года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

2.

В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

3.

Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 2419 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

НП «АРМО» напоминает, что в настоящее время этот законопроект еще не вступил в силу. Он только направлен на рассмотрение в Совет Федерации России, после которого, в случае утверждения, его должен будет рассмотреть Президент России Владимир Путин.

Источник: https://sroarmo.ru/blog/novye-popravki-v-zakon-ob-ocenke-obzor-izmeneniy

Государственная кадастровая оценка: что нового с августа 2020?

Новое в оценке имущества

ФЗ от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Фото из открытого источника

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Какие-то поправки вступают в силу с 11 августа 2020 года, какие-то позже. Статья подготовлена по материалам информационно-правового портала ГАРАНТ.ру

Применение сведений о кадастровой стоимости

Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г.

№ 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения).

Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки

Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводится:

  • через 4 года с года проведения последней оценки,
  • в городах федерального значения через 2 года (в случае принятия мэром этих городов соответствующего решения).

Новые правила начнут применяться:

  • в отношении проведения оценки земельных участков: с 1 января 2022 года,
  • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машиномест: с 1 января 2023 года.

Во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности (!) в обязательном порядке будет проведена:

  • в 2022 году: государственная кадастровая оценка земельных участков;
  • в 2023 году: государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машиномест.

До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машиномест сохранится прежняя периодичность проведения оценки.

Важно: оценка не должна проводится, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Эти положения начнут применяться с 2021 года.

Установление кадастровой стоимости

Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде.

По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

Вместе с тем с 11 августа 2020 года в Законе о кадастровой оценке появилась статьей 22.1Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости“, введенная, по сути, ВЗАМЕН статьи 22 Закона.

Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение.

При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.

Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценкеутратит силу лишь 1 января 2023 года.

Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше.

Соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

Предусмотрен целый ряд иных нововведений

Например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2021 года.

Источник: Гарант (полную версию статьи смотреть по этой ссылке)

Возможно, вам будет интересно:

Меняем статус садового дома и оформляем «прописку»

У Вас дачный участок? Тогда Вы нарушили, как минимум, половину СНиПов

Штрафы для владельцев дач в 2020 году: за шашлыки, домашних животных и скважины…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/bn1_ekb/gosudarstvennaia-kadastrovaia-ocenka-chto-novogo-s-avgusta-2020-5f37c76f83d5421399e1e121

Обзор изменений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ внесенных Федеральным законом № 269-ФЗ от 31.07.2020г

Новое в оценке имущества

За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне.

И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2013 г.). А в многострадальную ст. 378.

2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

Федеральный закон № 267-ФЗ от 31.07.2020 года очередная попытка законодателя восполнить существующие пробелы, но на деле он может породить еще большее количество споров связанных с кадастровой стоимостью.

1. Новые правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

До 2018 года организации правообладатели недвижимого имущества могли оспорить кадастровую стоимость своих объектов в суде только при условии обязательного досудебного обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Это порождало некоторые сложности для владельцев недвижимости, т.к. процесс оспаривания кадастровой стоимости (если комиссия отказала) удлинялся на срок рассмотрения заявления этой комиссией.

С 2018 года такой обязательный досудебный порядок был исключен, и организации могли обращаться напрямую в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

На данный момент законодатель не просто возвращает обязательный досудебный порядок обращения, но и:

а) теперь заявления будут рассматривать не формально независимые комиссии, а ГБУ, которое и считало оспариваемую кадастровую стоимость,

б) изменяется правовая природа оснований установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

Ранее владелец недвижимости мог после отказа Комиссии в удовлетворении заявления обратиться в суд с 2-мя самостоятельными требованиями: оспорить решение Комиссии по существу, и/или установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Как правило, все правообладатели недвижимости шли по второму пути.

Теперь же, владелец недвижимости может обратиться в суд с требованием признать решение ГБУ незаконным, а в дополнение просить установить кадастровую стоимость в размере рыночной. На первый взгляд существенно ничего не изменилось, но это не так.

Во-первых, теперь правообладатель вправе оспаривать кадастровую стоимость только в ГБУ, а в суде впоследствии предметом рассмотрения будет законность отказа ГБУ в удовлетворении заявления.

Соответственно, в суде в первую очередь нужно будет доказать, что решение ГБУ было незаконным, и если это получится, просить суд установить рыночную стоимость или обязать ГБУ принять положительное решение и утвердить рыночную стоимость согласно отчету об оценке.

Но! Если при составлении отчета об оценке оценщик совершит хотя бы 1 ошибку, суд откажет в признании решения незаконным, и в таком случае не удовлетворит и требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Приведем пример: при оспаривании кадастровой стоимости в Московском городском суде, 99,9% отчетов об оценке с которыми владельцы недвижимости обращаются в суд, по мнению судебных экспертов, составлены с ошибками. Мнения экспертов очень субъективное и нельзя сказать, что все 99,9% отчетов действительно подготовлены с ошибками, но этот пример наглядно отражает шансы оспорить кадастровую стоимость по новым правилам.

Кроме того, приведенные нововведения процедуры оспаривания входят в противоречие с действующим процессуальным законодательством (гл. 25 КАС РФ), что потребует внесения корреспондирующих новому порядку изменений, а в перспективе, возможно, дополнительных разъяснений по аналогии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28.

2. Новый порядок предъявления требования об установлении рыночной стоимости

Так, законом предусмотрено, что «заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости».

Из приведенного механизма не совсем понятно, что имел ввиду законодатель:

Источник: https://consul.group/ru/news/obzor_izmeneniy_federalnogo_zakona_o_gosudarstvennoy_kadastrovoy_ocenke_n_237-fz_vnesennyh_federalnym_zakonom_n_269-fz_ot_31_07_2020g_

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.